В поселке имени Максима Горького Тульской области, почти в 300 км от Москвы, на территории детского сада третий день подряд трудится на обязательных общественных работах миллиардер, владелец Национального Резервного Банка Александр Лебедев. Портал Банки.ру разделил с ним один трудовой день.
Обязательные работы в Тульской области в количестве 150 часов Лебедеву назначил суд за нанесение побоев ударившемуся в бега и недавно арестованному в джунглях властями Камбоджи бизнесмену Сергею Полонскому. Впрочем, сам Лебедев считает такое наказание благосклонным и с радостью благоустраивает территорию детского сада. В разговоре с корреспондентом портала Банки.ру Лебедев просил не ассоциировать себя с банкиром, а также рассказал, сложно ли сегодня развиваться частному банку, оценил действия руководства ЦБ и сделал прогнозы, какие кредитные организации могут повторить судьбу Мастер-Банка.
«Такой банкир — редкость»
Еще 26 ноября в 9 утра в поселке имени Максима Горького начали появляться камеры телевизионщиков. Шел второй день общественных работ олигарха, но пристальное внимание СМИ к нему не слабело. Журналисты пытались согреться, перешучивались, обсуждали друг с другом «белочку», «бабочку» и «жирафика» — аттракционы, установленные накануне бизнесменом в детском городке, — и общались с местными жителями. Последние явно были польщены таким вниманием. «Вчера мой ребенок увидел, как строят площадку, в новостях. Сегодня с удовольствием встал и пошел в детский сад», — с воодушевлением рассказывает местная жительница Наталья Калмыкова. После пристрастного расспроса журналистов добавляет, что неплохо было бы, если бы банкир заодно занялся дорогой.
Спрашиваю, качественно ли работает банкир Лебедев.
— Он делает все, старается. К жителям хорошо относится. Думаю, какой бы любой другой банкир начал этим заниматься? Нет таких, это редкость.
Герой местных жителей прибывает на место около полудня, загорелый, в веселом расположении духа. Сразу поясняет — в Москве задержался, а потом общался с представителями УФСИН.
Сегодня ему поручено поработать секатором.
— Александр Евгеньевич, вы до этого подобную работу делали? Брали в руки какой-то инструмент?
— А чем же, по-вашему, я работал? Головой? Я такое впечатление произвожу? — успевает шутить бизнесмен. — Это несложная работа — секатором. Иногда я летом помогаю в саду, но нечасто. Достаточно редко здесь (в поселке. — Прим. ред.) бываю, поэтому хочу совместить приятное с полезным.
Судя по всему, ему это удавалось — и на вопросы отвечает с улыбкой, и работа в руках горит: ветки одна за другой с треском падают на землю. Мимоходом Лебедев отмечает, что такого внимания СМИ он до этого не знал, разве только когда депутатом Госдумы вел кампанию против игорных заведений. И тут же переключается на обсуждение сортов картофеля (в поселке им. Горького ему принадлежит крупнейшее в Европе картофельное хозяйство «Национальная земельная компания». — Прим. ред.). Виновника его принудительных работ в поселке — Сергея Полонского Лебедев, по его словам, жалеет.
— Я его жалею. На него болезненно повлиял кризис, в медицинском смысле слова. Он в своем мире живет. У меня есть его многочисленные эсэмэски. Он пишет без знаков препинания, с огромным количеством ошибок. Либо он дислексик, либо… это тоже свидетельствует о чем-то. Мы думаем, что он абсолютно адекватен, а он разговаривает только матом, только на «ты», и с женщинами разговаривает матом. Но я об этом не знал, я на это и отреагировал частично, по линии угроз и оскорблений. Наверное, не надо было реагировать. Но уж так получилось.
Впрочем, бизнесмен соглашается, что общественные работы не самый худший вариант:
— Сидеть на скамье подсудимых в ожидании пяти лет, когда есть маленькие дети, — не сильно приятное удовольствие. Слава богу, что все так получилось и судебная система так рассудила.
Терпеть нельзя
Журналисты начали расходиться. Но не все. И Лебедев продолжал одновременно срезать ветки и отвечать на вопросы. По мнению банкира, российский бизнес остро нуждается в сокращении государственного сектора. И тут он привел в пример банки.
— Если мы не уберем госсектор из большого количества отраслей, то там будет паразитическая бизнес-среда, — заявил Лебедев. — Поэтому мы структуру экономики должны менять… Тогда уже можно будет реально спрашивать с бизнеса, чтобы он производил товары и услуги, а не воровал и не создавал практику, подобную «Пушкино» или Мастер-Банку, когда бизнесмены собрали частные клиентские деньги, положили их в карманы, побежали с ними за границу.
Я спросила про действия ЦБ и про лишение лицензии сразу нескольких крупных банков. По словам Лебедева, для Банка России давно наступила пора делать зачистку в системе.
— На самом деле Центральному банку все давно известно, что есть куча банков, которые находятся в так называемой четвертой группе, они (представители ЦБ. — Прим. ред.) не могут раскрывать эту методику, но все знают. Терпеть банки, которые занимаются на жаргоне банкиров «конвертом» и «обналом» — это те самые незаконные, или, как называет ЦБ, сомнительные операции, — этого не надо терпеть, — все громче комментировал бизнесмен.
Второе, что не надо терпеть, — банкиров, которые «собирают деньги с клиентов и просто выводят все активы к себе в карман».
— А потом они говорят: «Ой, знаете, банк обанкротился», — рассуждал банкир. Он подчеркнул, что эти две проблемы точно касаются сотен банков. Идеально, чтобы у нас количество банков было, «как в Китае или Бразилии — от 100 до 200». При этом, по словам Лебедева, нам не нужно равняться на Америку — там гораздо более жесткий режим контроля и надзора за банками. «Там если банкир себе присвоил хоть копейку клиентских денег, поверьте, он будет сидеть в тюрьме», — рассказывал бизнесмен, приостановив на время работу секатором. Было видно, что тема задевает Лебедева за живое — комментарии он давал охотно. И про самый крупный страховой случай в истории АСВ — Мастер-Банк.
— Все знали про проблемы (Мастер-Банка. — Прим. ред.), но, видимо, в Центральном банке или какие-нибудь оборотни в погонах крышевали.
По мнению Лебедева, сейчас в руководство ЦБ пришел человек «гораздо более смелый и профессиональный».
— Она (глава ЦБ. — Прим. ред.) считает нужными такие действия (по зачистке рынка. — Прим. ред.). Поэтому крики банкиров о том, что на них охота какая-то началась… не надо вестись на них.
Кроме того, посетовал бизнесмен, проблема в том, что никто, кроме него в Twitter, не задается вопросом, где владельцы Мастер-Банка. Поэтому складывается ощущение, что они в бегах.
Самый надежный банк
Прошло полтора часа общественных работ. Наблюдателей становилось все меньше. Разговор — все откровеннее. Лебедев вместе с рабочими начал звать всех на чай с бутербродами с колбасой. Стол был накрыт на веранде детского сада.
— Про вас резко высказывался ваш давний знакомый Андрей Костин (президент — председатель правления ВТБ. — Прим. ред.). Он сказал, что вы для него не существуете и что он вычеркнул вас из своей жизни. А с кем из банкиров вы поддерживаете отношения? — решилась спросить я.
— Дело в том, что я по ВТБ давал оценки очень трезвые. Я писал какое-то время назад, что можно туда закачать 300 миллиардов рублей и закрыть те дыры, которые там искусственно пробиты…
…Год с лишним назад я давал лекции, потом притормозил, потому что понятно, что происходило со мной — это тоже связано с моими расследованиями, а вовсе не с каким-нибудь Полонским… Ну, некоторые банкиры просятся ко мне сейчас по поводу большой дыры в балансе. Не совсем понятно, чем я могу им помочь. Дырка означает, что в эту дырку
— И какие банки, по-вашему, в списке на выбывание?
— Есть еще банки, которые на очереди. Читайте мой блог, я писал и про «Мастер», и про «Мособл», и про «Инвест»…
Лебедев напомнил, что экс-глава ЦБ Сергей Игнатьев в марте, перед уходом, признал, что практически все банки, у которых отозвали лицензию с 2006 года, а их больше 200, — практически все эти банки были преднамеренно обанкрочены.
— Представьте себе,
Лебедев говорит, что он «единственный банкир, который клиентам вернул все деньги», хотя ему пришлось нелегко. По его словам, клиенты открыли газеты, там было написано, что Лебедева посадят в тюрьму. Потом, рассказывает он, была серьезная кампания клеветы в Интернете, поэтому клиенты забрали из его Национального Резервного Банка «
— Я самый надежный банк в стране. У меня нет клиентских денег. Люди не несут риски. У меня не банк, но некая организация с банковским статусом, которую вроде не закроешь, поскольку самоликвидация — процедура никому непонятная, — рассуждает Лебедев. Потом он рассказал про свои планы по «отработке». О том, что он не ограничится одним детским садом, сделает еще один детсад и школу. «Моим маленьким два и четыре года — уже собирают игрушки, привезем сюда. Слишком много игрушек у нас накопилось».
На столе оставалось все меньше бутербродов, и Александр Лебедев, наконец, подошел за чаем.
Анна БРЫТКОВА, Тульская область, Banki.ru
Александр Лебедев честно исполняет свой долг перед обществом
«Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…»
Любимец СМИ Александр Лебедев изучает местную прессу