Рынок лизинга на Урале и в Западной Сибири второй год подряд показывает темпы роста выше общероссийских. Федеральные компании тянут вниз сокращающиеся объемы сделок с железнодорожным транспортом, региональных игроков спасают автомобили и грузовики — основной вид лизинга, пользующийся спросом у малого и среднего бизнеса.
Год назад впервые за много лет наблюдения аналитический центр «Эксперт-Урал» зафиксировал резкое расхождение общероссийской и региональной динамики рынка лизинга: по итогам 2012 года в Урало-Западносибирском регионе он вырос на 25%, а в целом по стране, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», — только на 1,5%. В 2013-м тенденция закрепилась: номинальный объем нового бизнеса в России, по оценкам «Эксперт РА», сократился на 1,5% (с учетом инфляции можно говорить о сокращении и в реальном выражении), а по компаниям-участницам нашего рейтинга — увеличился на 30% и превысил 63 млрд рублей. Три четверти (75%) участников списка на Урале увеличили объемы нового бизнеса.
Вразрез со страной
На причины разницы динамики указывает анализ структуры участников рейтинга и сделок, которые они проводят.
Во-первых, страновый рынок сильно концентрирован: в списке компаний рейтинга «Эксперт РА» на долю лидера ВЭБ-лизинг приходится 17% сделок в общем объеме нового бизнеса (в 2012-м именно этот оператор за счет нескольких крупных сделок поддержал динамику рынка). Между тем он сократил объемы новых сделок в 2013 году на 30%.
Второй фактор — отраслевая структура общефедерального рейтинга. Основным видом бизнеса крупных лизинговых операторов в последние годы была поставка железнодорожных вагонов: в общей структуре нового бизнеса на этот вид услуг приходится 36%. Однако в связи с насыщением потребностей спрос на эту технику начал падать: в 2012-м объем сделок сократился на 13,8%, в 2013-м — уже на 17,6%.
На региональном рынке в общий рост основной вклад вносят игроки с другой специализацией. Лидер рейтинга Урала и Западной Сибири — компания Europlan. Ее объем нового бизнеса достиг 8,1 млрд рублей, что составляет 12% от всего объема сделок. За год она нарастила новый бизнес почти в два раза. При этом основная часть сделок приходится на легковые автомобили и грузовой автотранспорт. В рейтинге АЦ «Эксперт-Урал» грузовой и легковой автотранспорт составляет более половины объема нового бизнеса всех участников списка. Основной спрос здесь предъявляют компании малого и среднего бизнеса, и динамика по этим сегментам в отличие от железнодорожного транспорта положительная.
На позитиве
Характер оценки итогов года оптимистичен. Например, руководитель Уральского дивизиона ГК Интерлизинг Дмитрий Банных считает 2013-й для компании самым успешным с точки зрения роста объемов нового бизнеса за всю ее историю, а «уральский дивизион вообще продемонстрировал беспрецедентную динамику роста продаж при сохранении низкого уровня недоплат».
Спрос обеспечивал не только автотранспорт. По словам руководителя филиала Национальной лизинговой компании в Екатеринбурге Оксаны Юрташкиной, наблюдался прирост в сегменте оборудования для обновления производственных фондов: «Это свидетельствует о том, что предприниматели продолжают развивать производство, несмотря на негативный экономический и политический фон в стране».
Директор по Уральскому региону АО «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин отмечает значительный рост спроса на лизинг дорогостоящей строительной техники, спецтехники для нефтедобычи, промышленного оборудования, в том числе для машиностроительной отрасли.
Два слова о стратегии. Некоторые участники рейтинга продолжают наращивать темпы за счет экспансии в соседние территории. «У нас объем нового бизнеса вырос на 46%, лизинговый портфель — практически на 60%. С августа 2013 года запущено в работу новое представительство в Перми, а в ноябре — в Казани, значительно увеличился штат сотрудников», — рассказывает генеральный директор ООО «Эксперт-Лизинг» Екатерина Плинокос.
Работоспособной остается и стратегия роста за счет внутренних резервов. Так, объем нового бизнеса компании CARCADE в Свердловской области вырос на 43%, в Тюменской области — 22%. «Существенную роль сыграла оптимизация многих бизнес-процессов внутри компании и комплексные мероприятия по совершенствованию работы с клиентами», — говорит генеральный директор компании Алексей Смирнов.
Платежная дисциплина
Ключевые факторы, влияющие на динамику лизинга, принципиально не меняются. Прежде всего это стоимость фондирования и платежеспособность клиентов. Понятно, что чистка банковской системы, отзыв лицензий у отдельных банков коснулись операторов лизинга: основным источником ресурсов для них были и остаются банковские кредиты, по данным участников нашего рейтинга, на их долю в структуре источников финансирования лизинговых операций приходится 62%. Однако пока больших проблем с этим в отрасли нет: совокупный объем профинансированных участниками рейтинга средств (по аналогии с показателем нового бизнеса) по итогам 2013 года вырос на 30%.
Лизингодателей больше беспокоит ухудшение ситуации в российской экономике, в том числе проблемы с наполнением бюджета, что может негативно сказаться на платежной дисциплине лизингополучателей. Заместитель директора ООО «ЧелИндЛизинг» Артем Мякшун связывает это с дефицитом бюджетов федерального и регионального уровня, а также сокращением инвестиционных бюджетов государственных компаний. Следствием, по его словам, может стать «сворачивание крупных государственных инвестиционных проектов, одного из основных катализаторов развития смежных отраслей производства».
Некоторые лизинговые компании уже столкнулись с ростом количества просроченных платежей по договорам лизинга с конца прошлого года. «В нашей компании четко отработана система работы с просроченной задолженностью и строго определены рамки, в которых должен быть удержан этот параметр», — говорит генеральный директор компании «Ураллизинг» Андрей Истомин. Риски ухудшения качества обслуживания договоров адекватно оценивает и Алексей Смирнов: «Опыт компании позволяет понимать, как действовать в условиях разных сценариев развития рынка; у нас разработана комплексная программа действий на случай роста уровня просроченной задолженности».
Впрочем, некоторые игроки уверены в финансовой дисциплине клиентов. «Большинство имеет диверсифицированный портфель заказов от предприятий, которые работают в различных отраслях экономики, и многолетний опыт сотрудничества», — объясняет уверенность Дмитрий Митронин. На это же надеется Екатерина Плинокос: «Резкого роста задолженности в 2014 году не прогнозируется. Несмотря на экономическую ситуацию в стране, финансовое состояние наших клиентов стабильное. Лизинговый портфель диверсифицирован как по отраслям, так и регионально, это значительно снижает риски компании».
Большинство участников исследования не рассчитывают на сильный рост нового бизнеса в текущем году, однако и сворачивать его не намерены. Расширение географии бизнеса, обновление продуктовых линеек, проведение совместных акций и программ с производителями техники и транспорта остаются в приоритетах.
Проверка на гибкость
Участники регионального рынка лизинга оценивают факторы роста-2014.
Александр Михайлов, вице-президент Europlan:
— Макроэкономическая стабильность важна для планомерного роста рынка, так как почти каждая сделка лизинга — это проект капитальных вложений в основные средства на несколько лет. Определенность с инфляцией и курсом рубля — базовое условие планирования будущего для любого лизингополучателя. В начале года ставки кредитования были стабильны, однако сейчас банки смотрят в сторону их повышения. Это будет означать повышение стоимости кредита, лизинга и других способов финансирования. «Цены» этих услуг в текущем году могут возрасти.
Татьяна Назарова, заместитель генерального директора по финансам Региональной лизинговой компании:
— Темпы роста лизингового рынка будут невелики, в пределах 5—8%, значительного увеличения объема лизинговых сделок в 2014 году не ожидается. Традиционными локомотивами станут сегменты легкового, грузового транспорта, спецтехники. Мы ждем увеличения спроса на услуги лизинга со стороны государственных учреждений и физических лиц, возможно уменьшение спроса со стороны крупных компаний.
Екатерина Ерохина, региональный директор региона СибУр (Сибирь — Урал) ООО «РЕСО-Лизинг»:
— Кроме общеэкономических факторов, на динамику отрасли оказывают влияние и специфические. Например, за последние годы уровень понимания лизингового продукта, его преимуществ существенно вырос, что обеспечивает стабильный спрос. Для тех, кто работает в сегменте автотранспорта, важно старение автопарка: предприниматели все равно постепенно будут его менять, а значит, потребность в лизинге будет обеспечена. Многое, конечно, зависит от нас самих, например, каких договоренностей мы достигнем о скидках и преференциях с дистрибьюторами.
Вадим Константинов, заместитель генерального директора по Уральскому региону компании «Сименс Финанс»:
— Скорее всего, объемы нового бизнеса упадут по сравнению с 2013 годом. Основные задачи, которые будут стоять перед лизинговыми компаниями в 2014 году, все те же: развитие функции продаж, потому что на стагнирующем рынке продавать тяжелее, повышение качества клиентского сервиса, взвешенная рисковая политика и поддержание качества портфеля лизинговых сделок.
Андрей Истомин, генеральный директор Ураллизинга:
— Продолжится смещение интересов лизинговых компаний в розницу. Премиум-сегмент авторынка потеряет меньше, чем эконом- и средние, а развитие рынка грузовой и спецтехники будет зависеть от экономики в целом и, скорее всего, существенно тормозить. Рынок в целом может вырасти на 5%. Для многих лизинговых компаний это серьезная проверка на гибкость и функциональность внутренних процессов, способность к конкуренции в условиях, близких к стагнации.
Алексей Смирнов, генеральный директор компании CARCADE:
— На развитие рынка лизинга будет оказывать влияние ряд факторов. Во-первых, слабый рост ВВП в российской экономике: скорректированный прогноз по росту ВВП на этот год — от 1,5 до 1,8%. Во-вторых, ослабление рубля. В такой ситуации сложно говорить о выраженном росте рынка лизинга в целом. А вот факторы, способствующие росту автолизинга, выделить можно. Это высокий уровень износа всех видов транспорта, начало реализации масштабных инфраструктурных проектов и государственные программы субсидирования лизингополучателей, представляющих малый и средний бизнес. Все эти проекты потребуют привлечения большого количества транспорта и специальной строительной техники.
В сегменте лизинга легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта основным драйвером роста станет вывод зарубежными автопроизводителями на российский рынок новых моделей автомобилей. Кроме того, сохраняющийся тренд на популярность лизинга автомобилей премиум-класса также обеспечит лизингодателям прирост объемов нового бизнеса.
Артем Мякшун, заместитель директора ООО «ЧелИндЛизинг»:
— Начало года не самый активный период для лизинговых компаний, но первый квартал 2014-го наглядно показал сложную ситуацию в отрасли. К традиционному затишью добавился отложенный спрос — выжидательная позиция платежеспособных клиентов. Ослабление рубля относительно евро и доллара привело к тому, что клиенты, которые планировали приобретение имущества в 2014 году, постарались приобрести его как можно раньше, чтобы зафиксировать валютные риски. Ведущие экономисты России признали, что российская экономика в настоящее время находится в самой острой ситуации с 2009 года. Внутренние проблемы, замедляющие экономический рост, усугубились в результате внешнеполитического давления. Выросла неопределенность на глобальных рынках, усилился отток капитала. Поэтому второй и третий кварталы будут достаточно вялыми, я думаю, динамика будет на уровне 2013 года, лишь в конце третьего квартала хотелось бы надеяться на сезонное ускорение спроса.
Евгений Чернышев, директор Уральского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг»:
— Современный лизинг как инструмент финансирования имеет ряд неоспоримых преимуществ с точки зрения минимизации финансовых и временных издержек. Однако нельзя не отметить, что снижение общей инвестиционной активности потенциальных лизингополучателей на фоне общей стагнации в экономике страны не позволяет говорить о заметном развитии нового бизнеса в сегменте корпоративного лизинга. Урал и Западная Сибирь в этом плане не исключение, поскольку основа экономики региона — сырьевые отрасли, а в этом году сектор первого передела производства продолжает испытывать сложности. Более позитивно мы смотрим на розничный лизинг, в частности лизинг легкового транспорта, в котором важны в первую очередь доступность финансирования и скорость принятия решения.
Ирина ТЕТЕРЕВА, Ирина ПЕРЕЧНЕВА
Рейтинг лизинговых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам 2013 года
Методы и информация
Рейтинг лизинговых компаний составлен аналитическим центром «Эксперт-Урал» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА» и основан исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями за подписью руководителя и печатью организации. Ряд крупных игроков, оставивших за собой право не раскрывать информацию, в списке отсутствуют.
В рейтинге принимают участие лизинговые компании, зарегистрированные на территории Урало-Западносибирского региона (в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областях, Пермском крае, республиках Башкортостан и Удмуртия, а также Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах), а также филиалы компаний, зарегистрированных за пределами региона, но ведущие здесь деятельность.
Лизингодатели предоставляют данные по сделкам, заключенным компанией на территории Урало-Западносибирского региона. К ним относятся сделки, по которым предмет лизинга реально будет функционировать в регионе. Региональные лизинговые компании и филиалы федеральных и инорегиональных лизингодателей проранжированы отдельно.
Основным критерием ранжирования участников является объем нового бизнеса (реальные новые сделки) — объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий (первое — закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, второе — получение аванса лизингополучателя, если аванс ненулевой) наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.
Текущий портфель оценивается по объему лизинговых платежей к получению или по остаточной стоимости текущих сделок. Под объемом лизинговых платежей к получению мы понимаем объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца. Объем полученных лизинговых платежей — общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода, включая доходы от ремаркетинга (доходы от продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя). Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.
См. ссылки на таблицы на сайте источника:
Рейтинг лизинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2013 года
Лидеры по пяти ведущим сегментам лизинга в 2013 году
Структура нового бизнеса по федеральным округам
Профиль участников рейтинга в разрезе собственников
Топ-10 по количеству заключенных сделок в 2013 году