Эксперты – о тенденциях железнодорожного лизинга

Дата публикации: 09.06.2014 14:53
2 455
Время прочтения: 8 минут

Среди тенденций 2013 года в железнодорожном лизинге – сокращение числа лизинговых компаний, работающих в сегменте, и увеличение их специализации. Это и другие экспертные мнения приводятся в серии тематических публикаций информагентства «РЖД-Партнер».

Сокращение численности лизинговых компаний, работающих в ж/д сегменте, – ключевая тенденция 2013 года

Среди ключевых тенденций рынка лизинга подвижного состава в 2013 году следует отметить уменьшение числа лизинговых компаний, работающих в железнодорожном сегменте, и рост их специализации, считает генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

«Работа в условиях нынешнего рынка требует от лизинговых компаний с одной стороны развитых отраслевых компетенций и глубокого понимания экономики активов, с другой – дает возможность создать хороший задел на будущее, как с точки зрения увеличения парка по выгодной стоимости, так и в плане создания компетенций для будущей самостоятельной работы в сегменте операционного лизинга, – поясняет он. – Именно поэтому лизинговые компании приходят к необходимости альянса с производителями и ведущими игроками железнодорожной отрасли».

По словам Д. Зотова, «ТрансФин-М» в течение года создал 6 совместных предприятий, в том числе с Новокузнецким вагоностроительным заводом, Трансмашхолдингом, ГК Rail Garant, Единым трубопроводным консорциумом и др. «Производители со своей стороны заинтересованы в увеличении сбыта, – констатирует он. – Поэтому создание производителем собственной операторской или оперлизинговой компании для поддержки продаж широко принято в мировой практике». Д.Зотов также отметил, что компетенции завода в отрасли дают возможность совместному предприятию эффективно загружать или сдавать парк в аренду, а возможности лизинговой компании удешевляют стоимость финансирования для покупки парка. «Таким образом достигается синергетический эффект и минимизируются риски обоих участников совместного предприятия», – делает вывод эксперт.

Комментируя тот факт, в 2013 году была принята государственная программа субсидирования лизинга инновационных вагонов, Д. Зотов отмечает: «Если мы говорим об «УВЗ-Логистик» и Rail 1520, то со стороны завода мудро увеличить парк дочерней структуры за счет вагонов нового типа с льготной тарификацией и использованием государственной субсидии. Мы для своей дочерней компании «ТФМ-Логистик» также планируем приобретение вагонов с новой тележкой производства НКВЗ».

Вагоностроители снижают инвестиционную привлекательность рынка ж/д перевозок – мнение

В текущих экономических реалиях вагоностроительные предприятия посредством своих кэптивных лизинговых компаний выстраивают рынок, неподкрепленный спросом на грузовой подвижной состав, что способствует росту избыточного парка на сети российских железных дорог, считает исполнительный директор ООО «Фирма «Трансгарант» Алексей Барбариуш.

«В совокупности с поступательным сокращением основной грузовой базы, это оказывает давление на доходные ставки, снижая инвестиционную привлекательность как самого рынка железнодорожных перевозок, так и операторов подвижного состава, ранее направивших свои денежные ресурсы в данный сегмент бизнеса», – отмечает он.

Комментируя тот факт, что в последнее время вагоностроители аффилируются с лизинговыми компаниями, эксперт подчеркнул: «В условиях профицита вагонов на сети РЖД производство подвижного состава должно осуществляться в соответствии с реальным спросом и потребностью рынка в каждом конкретном сегменте».

Лизинг является наиболее эффективной моделью доступа к подвижному составу – ОВК

Рост лизингового сегмента российского рынка вагонов свидетельствует о том, что в текущих сложных бизнес-условиях такая модель обеспечения доступа к подвижному составу является наиболее эффективной для грузоотправителей, считает директор по аналитическим исследованиям ООО «Объединенная Вагонная Компания» (ОВК) Андрей Цыганов.

«В 2013 году количество подвижного состава, передаваемого на условиях оперативного лизинга, превысило 100 тыс. вагонов, что составило менее 10% российского парка, – поясняет он. – Потенциал роста данного сегмента в России значителен – для сравнения, доля оперативного лизинга в парке Северной Америки превышает 55%. С другой стороны, непростая обстановка на финансовых рынках заставит российские промышленные компании переключаться на так называемую light asset модель ведения бизнеса, когда предприятия не берут на баланс непрофильные активы, а предпочитают арендовать их на длительный срок».

Комментируя тот факт, то основными покупателями вагонов в 2013 году выступили кэптивные лизинговые компании заводов, поставляющих на российский рынок инновационный подвижной состав, А. Цыганов отметил: «Это связано с тем, что оперативный лизинг – оптимальный вариант вывода на рынок нового продукта. Клиенты имеют возможность протестировать новые вагоны и на практике подтвердить преимущества инновационного подвижного состава. При этом лизинговая компания берет на себя риски по ремаркетингу вагонов, занимается их своевременным техническим обслуживанием».

Рынок железнодорожного лизинга специфичен в связи с особенностями финансирования – мнение

Рынок железнодорожного лизинга весьма специфичен, считает руководитель дивизиона Санкт-Петербург компании «Балтийский лизинг» Андрей Бугров.

«Это связано с особыми условиями финансирования, предусматривающими длительные сроки лизинга (как правило, 7–10 лет), и высокую капиталоемкость сделок», – поясняет он.

По словам А. Бугрова, лизинговый рынок подвижного состава распределен среди двух типов компаний-лизингодателей с государственным участием и специализированных компаний, приоритетным направлением которых является железнодорожный сегмент.

«При этом наличие компетенций в управлении железнодорожным транспортом является плюсом с точки зрения понимания уровня риска заключаемых сделок», – подчеркнул эксперт.

На рынке лизинга подвижного состава растет уровень конкуренции за клиента – «Сбербанк Лизинг»

На рынке лизинга железнодорожного подвижного состава растет уровень конкуренции за клиентов, обладающих высокой рентабельностью и хорошими показателями экономической деятельности, считает директор управления по работе с клиентами в секторе ж/д, авиа, суда, недвижимость ЗАО «Сбербанк Лизинг» Анастасия Халилова.

«В железнодорожном сегменте, как правило, лизингополучатели заключают сделки в среднем на 13–15 лет, – поясняет она. – Между тем, ряд лизингодателей сегодня, наоборот, стремятся предложить деньги «покороче».

По мнению эксперта, причина такого явления заключается в нынешней неустойчивости экономики. «Однако крупнейшим лизинговым компаниям волатильность рынка не так страшна, – полагает А. Халилова. – У них по-прежнему остается возможность предлагать клиентам финансирование проектов по конкурентным ставкам на длительные сроки».

Операторские компании начали активно заключать сделки возвратного лизинга – эксперт

В условиях резкого снижения доходности управления парком и арендных ставок практически во всех сегментах рынка подвижного состава железнодорожные операторы, активно приобретавшие вагоны в финансовый лизинг в периоды высоких цен (2007–2008 гг. и 2011–2012 гг.), столкнулись с проблемой дефицита бюджета, при котором доходность от управления парком и сдачи его в аренду не покрывает платежи по финансовому лизингу.

«Для сокращения долговой нагрузки и лизинговых платежей они начали активно задействовать сделки возвратного лизинга, – констатирует генеральный директор агентства ИА «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. – Например, ЗАО «Сбербанк Лизинг» в феврале 2013 года заключило 7-летний договор возвратного лизинга на 3,3 тыс. цистерн стоимостью более 6 млрд руб. с ЗАО «НефтеТрансСервис», а в марте 2014-го – 7-летний договор возвратного лизинга на 5,3 тыс. полувагонов стоимостью 10 млрд руб. с ОАО «ПГК».

По мнению эксперта, в текущем году в связи с продолжающимся снижением доходности операторов и арендных ставок количество и объемы сделок возвратного лизинга продолжат расти.

Ключевой тренд лизинга железнодорожных вагонов – общее замедление роста

Ключевой тренд лизинга железнодорожного подвижного состава – общее замедление роста, констатирует управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Енькова.

«Связано это в первую очередь с общим профицитом вагонов на сети, – поясняет она. – Масштабные закупки нового подвижного состава операторами привели к увеличению времени простоев, снижению средней скорости перевозки грузов и росту ее стоимости».

По словам О. Еньковой, решение, которое удовлетворило бы всех, пока не найдено. «Мы ожидаем, что большая часть вагонов, взятых в лизинг в этом и следующих годах, пойдет на замену устаревшего парка, – отмечает она. – Это усилит конкуренцию между лизинговыми компаниями и будет способствовать вымыванию небольших лизинговых компаний из данного сегмента».

Динамика рынка лизинга подвижного состава в РФ

Ежегодное исследование, проведенное редакцией журнала «РЖД-Партнер» совместно с компанией «INFOLine-Аналитика», подтвердило, что снижение доходности управления вагонным парком и арендных ставок практически во всех сегментах рынка в 2013 году повлияло на состояние и динамику рынка лизинга железнодорожного подвижного состава в России.

Согласно исследованию, на 1 января 2014-го в России было зарегистрировано около 150 лизинговых компаний, которым принадлежало около 420 тыс. единиц подвижного состава. Из них свыше 350 тыс. находились в финансовом лизинге, более 100 тыс. – в операционном или долгосрочной аренде (часть парка одновременно приобреталась в финансовый лизинг и передавалась операторам на условиях операционного лизинга).

В прошлом году доля лизинговых компаний в структуре закупок новых вагонов составила почти 72%, но структура их клиентской базы изменилась: если в предыдущие годы основными покупателями выступали грузовладельцы и операторские компании, то в 2013-м ими стали аффилированные с вагоностроителями операторские и оперлизинговые организации (на их долю пришлось более 40% всего приобретенного в России подвижного состава). В число крупнейших покупателей вошла оперлизинговая компания RAIL1520 (входит в ГК «ИСТ», в составе которой действует Тихвинский вагоностроительный завод) и «УВЗ-Логистик», аффилированный с крупнейшим производителем подвижного состава ОАО «НПК «Уралвагонзавод».

Исследование также показало, что меры государства, направленные на поддержку лизинговых компаний путем предоставления льготных условий лизинга на инновационный железнодорожный подвижной состав, работают. Подтверждением тому служит фактический рост закупок нового подвижного состава в лизинг в течение 2013 года и увеличение объема производства инновационных вагонов в январе — апреле 2014-го.

С результатами ежегодного исследования рынка лизинга железнодорожного подвижного состава можно ознакомиться во втором выпуске RZD-Partner Digital (доступен в App Store).

Справка:

Рейтинг лизинговых компаний «РЖД-Партнер INFOLine» подготовлен на основе предыдущих рейтингов журнала «РЖД-Партнер» и проекта INFOLine Rail Russia TOP. Рейтинг «РЖД-Партнер INFOLine» основан на данных, полученных от компаний, или на оценках ИА INFOLine (в случае непредоставления данных) и включает подрейтинги:

  • крупнейший собственник подвижного состава (количество вагонов в собственности в целом и по видам вагонов)
  • крупнейшая компания в сегменте финансового лизинга (количество вагонов, переданных в финансовый лизинг в целом и по видам вагонов)
  • крупнейшая компания в сегменте операционного лизинга и аренды (количество вагонов, переданных в операционный лизинг и аренду в целом и по видам вагонов)
  • Все материалы подготовлены Мариной ЕРМОЛЕНКО
    Читать в Telegram
    telegram icon

    Обучение

    Материалы по теме