Центробанк 16 июня обнародовал свои оценки перспектив роста российской экономики в 2014 году и на ближайшую трехлетку. Они оказались пессимистичнее, чем у правительства и международных финансовых организаций. Банки.ру выяснял причины «упаднических» настроений регулятора.
На очередном заседании совета директоров ЦБ РФ был представлен новый прогноз регулятора по росту ВВП России. Центробанк в своих оценках на этот год и ближайшую трехлетку оказался еще менее оптимистичен, чем Министерство экономического развития, тоже не замеченное в особом оптимизме. Отвечающее за макроэкономические прогнозы в правительстве ведомство ожидает, что российский ВВП в 2014 году подрастет на 0,5% (причем, по консервативному сценарию, базовый и вовсе предусматривает однопроцентный рост), на 2% в 2015-м и на 2,5% в 2016 году. Банк России дает куда более сдержанные оценки роста отечественного ВВП: 0,4% по итогам текущего года, 0,9% — в 2015-м и на 1,9% — в 2016 году. Особенно обращают на себя внимание расхождения в прогнозах ЦБ и правительства на два следующих года.
«На фоне такого серьезного экономического замедления, как мы сейчас наблюдаем, безработица остается низкой, — сказала, выступая перед журналистами по итогам собрания совдира, глава ЦБ Эльвира Набиуллина. — Это говорит о том, что ускорению роста мешают структурные факторы. Основная проблема — это стагнация производительности труда на фоне неблагоприятного демографического тренда. В связи с этим, на взгляд ЦБ, восстановление темпов экономического роста в последующие годы будет идти медленно».
По оценкам регулятора, только в 2016 году российская экономика сумеет превзойти крайне низкий показатель роста ВВП 2013 года, когда он поднялся на 1,3% (и это было худшим результатом с кризисного 2009 года — тогда российская экономика и вовсе потеряла 7,9%.
Свежий июньский прогноз Международного валютного фонда дает России полпроцента прибавки ВВП в 2014 году. Справедливости ради следует отметить, что в марте 2014 года после резкого обострения украинского кризиса, присоединения Крыма и первой волны санкций Всемирный банк в одном из вариантов прогноза предрекал России даже спад ВВП на 1,8%. Но тогда речь шла об откровенно шоковом сценарии, предусматривающем полномасштабную войну России с Украиной и секторальные международные санкции против российской экономики. К слову, шоковый сценарий для российской экономики готовит и МЭР, но параметры этого моделируемого «апокалипсиса» пока не разглашались.
По данным Минэкономики, ВВП в I квартале 2014 года и вовсе сократился на 0,5% по отношению к предыдущему кварталу. ЦБ прогнозирует, что во втором полугодии 2014 года все же можно ожидать «некоторого повышения темпов экономического роста на квартальной основе». Регулятор считает, что положительный вклад в рост экономики на протяжении ближайшего года будут вносить чистый экспорт наряду с потребительским спросом граждан. Потребительский спрос Центробанк называет основным драйвером роста экономики РФ.
Не слишком радужны прогнозы ЦБ и относительно инфляции. Эльвира Набиуллина признала: планировавшегося ранее роста цен на 5% в 2014 году ожидать не приходится. К концу года, согласно прогнозу регулятора, инфляция в лучшем случае опустится с нынешних 7,6% в годовом исчислении (на 9 июня) до 6%. «При этом риски превышения инфляцией 6% остаются высокими», — отметила Набиуллина.
В связи с этим регулятор дал рынку четкий сигнал: ЦБ верен своему слову, данному еще осенью 2013 года, опустить инфляцию до 4% до конца 2016 года. Поэтому в случае реализации указанных рисков Центробанк готов продолжить повышение ключевой ставки. На сей раз совет директоров ЦБ оставил ключевую ставку неизменной — 7,5%. И если не произойдет очередных геополитических потрясений, то ставка продержится на этом уровне по крайней мере до следующего заседания совета директоров, намеченного на 25 июля.
По мнению директора Центра структурных исследований ИЭП им. Гайдара Алексея Ведева, ЦБ занижает прогноз роста экономики в 2014 году. «По нашим прогнозам, рост ВВП составит по итогам 2014 года 1% или даже несколько выше. Во многом мы полагаемся на инвестиционные программы госкомпаний, которые и внесут в итоге значительную лепту в экономический рост. Скорее всего, Центробанк учитывал при составлении прогноза отсутствие инвестирования госкомпаний и ужесточение денежно-кредитной политики, которые и дают в результате такой низкий показатель», — говорит Ведев.
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова также полагает, что российская экономика в 2014 году вырастет примерно на 1%. Но находит в пессимистических прогнозах ЦБ свою логику. «В принципе, 1% или 0,4% — не такая большая разница, потому что это все находится в пределах статистической погрешности, которая в России составляет около 1 процентного пункта. У Центробанка прогноз по росту экономики не носит функцию основы для расчета бюджета, это больше экспертный взгляд. Но в контексте их комментария этот прогноз является сигналом, демонстрирующим некоторую умеренность инфляционного давления. Пока темпы роста ВВП остаются очень низкими, ЦБ видит возможность не повышать процентную ставку. Потому что низкий ВВП снижает инфляционные риски. То есть ЦБ смотрит на ВВП через призму инфляционного давления», — поясняет Орлова.
По мнению главного экономиста Альфа-Банка, гораздо большей неожиданностью стало заявление ЦБ о том, что может быть повышена ключевая ставка. «Но мне это кажется не очень вероятным по нескольким причинам. Во-первых, инфляция в июне будет на пике, а во-вторых, ЦБ сейчас делает все возможное для расширения доступа к рефинансированию, чтобы снизить давление процентной ставки на рынке», — говорит Наталия Орлова.
«Прогноз роста ВВП Центробанка не сильно отличается от нашего, который на 2014 год составляет 0,5%, — отмечает главный экономист компании «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. — Этот прогноз учитывает негативное влияние масштабного оттока капитала на фоне украинского кризиса. Прогноз Центробанка не выглядит неожиданным; я думаю, что рынки уже давно заложили примерно такой же прогноз по росту ВВП в цены активов».
По мнению Девятова, для рынков куда важнее изменения условий предоставления ликвидности и размер ключевой ставки, который в целом зависит от динамики инфляции. «Начиная с июля мы ожидаем понижения инфляции, а значит, вероятность того, что ставка будет повышена, относительно невелика», — отмечает экономист.
В свою очередь научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин призывает не драматизировать ситуацию с высокой ключевой ставкой, а использовать ее с пользой для экономики. «Центробанк говорит о возможности повышения ключевой ставки. Это свидетельствует о том, что у нас довольно высокая инфляция. Но раз уж сложилась такая ситуация в экономике, то лучше ее использовать для того, чтобы добиться снижения инфляции и в то же время повышать эффективность кредитования, — отмечает эксперт. — Если вы хотите добиться действительно важного для экономики результата, вы должны добиваться повышения эффективности. А эффективность повышается оттого, что деньги, которые вы берете в кредит, направлены на реализацию проектов с отдачей».
Михаил ТЕГИН, Юлия ТИТОВА, Banki.ru
Комментарии
Предлагаемые производственные отношения решают задачи поставленные руководителями Государства. В среднем Россия получит уменьшение затрат на 10% от ВВП, что автоматически решает проблемы повышения производительности труда и заработной платы в 2-4 раза без ощутимых капитальных вложений.
Область применения: Любая отрасль народного хозяйства.
Сроки внедрения в масштабе подразделения: 1-3 месяца.
Сроки получения результатов: 1-3 месяца со дня внедрения.
Если решите проконсультироваться у специалистов, то ответ будет таков: «Это - не реально!». Такой же ответ дают ведущие экономисты России. Мы доказали еще в 1990 году, что проект работает и дает «взрывные» результаты.
Проект очень емкий и длительный по времени. Внедрение предполагается разбить на несколько этапов по охвату затрат: прямые затраты, накладные расходы, налоги и амортизация.
Каждое предприятие или учреждение выбирает первоочередные задачи.
Я считаю, что если решат руководители Государства внедрить этот проект во всех отраслях экономики – то это займет не менее 10 лет.
Яркий пример эффективности предлагаемого проекта.
Начало внедрения предлагаемой методики происходило в городе Нижнекамске Республики Татарстан в 1989 году. Вновь организованное государственное строительное подразделение занималось монолитным строительством малоэтажных зданий в Закамской зоне.
Принятию решения о новой системе организации оплаты труда вынудил вот этот случай.
Строили одноэтажное здание. Нужно было подать 1 м3 раствора на покрытие здания для устройства цементной стяжки. Звено из 5 человек прождали кран до обеда. Короче - простояли. Работали в организации 6 бригад. Автокран физически не успевал, из-за неудовлетворительной организации производства работ. Этот простой в работе - вывел меня из себя.
Я решил, в порядке эксперимента, включить затраты на эксплуатацию машин и механизмов в нормативы затрат - по которым начислялась заработная плата. В нормативы, так же, включалась и стоимость материалов.
Результат обрадовал уже в течение недели. Бригады начали автокран заказывать по минутам - и автокран начал простаивать. Для автокрана пришлось искать работу на чужих объектах. За неделю, выполнив тот же объем работ, автокран 3 дня работал на стороне. В начальный тяжелый период, за счет этих доходов, покрывали многие расходы.
Проработав 6-9 месяцев по этой методике, рабочие передовой бригады, на месячную заработную плату начали покупать машины.
Кроме хорошей заработной платы - за 1,5 года - построили, приобрели без кредитов и финансовой помощи:
1. Автогараж на 20 мест.
2. Растворобетонный узел.
3. Лесопильный цех.
4. Столярный цех.
5. Цех по производству бетонных и керамзитобетонных блоков.
6. 15 единиц машин и тракторов.
1. Происходит перераспределение ответственности между руководителями и работниками.
Производитель работ, рабочие становятся заинтересованными в выпуске конкурентоспособной продукции и их реализации, что создает условия для перехода в самоуправляемое предприятие, участок – «Автомат». Предлагаемые производственные отношения предусматривают привязку оплаты труда к количеству реализованной продукции, а не произведенной. Приложение №1.
2. Предельно упрощается структура управления.
Структура складывается по сложившимся производственным отношениям, а не по решению сверху. Руководству разницы нет – один начальник подразделения или 10, если объем реализации не уменьшаются и деньги поступают. Многие руководители, из-за несовершенства структуры управления, недополучают или теряют деньги на неоправданные затраты.
Упрощение происходит за счет применения суммированного учета рабочего времени и элементов сетевого маркетинга.
Элементы сетевого маркетинга начали применять многие предприятия, включая банков. Доказательством является бурное развитие китайских компаний.
У Вас не будет проблем с кадрами. Коллектив лучше знает, кто плохо работает, кто им нужен и решит без вашего участия.
Коллектив самостоятельно освобождается от ненужных работников. Приложение № 1.
3. Работники заранее знают об условиях работы и понимают, чтоб получить заработную плату, нужно реализовать продукцию и за это получить деньги на расчетный счет.
Эти условия обговариваются при заключении договоров.
4. Дает возможность, в режиме реального времени, наблюдать за размерами заработной платы любого работника.
Эта возможность актуальна и потому, что сегодня руководителями Государства ставится задача о еженедельной выплате заработной платы.
5. Решаются все проблемы ресурсосбережения.
Эту проблему решали все руководители СССР. Была даже пятилетка эффективности. Проблема и сегодня не решена. Не решат и нанотехнологии.
Причина – работаем по старым правилам.
Предлагаемая технология решает эту проблему навсегда.
В любой отрасли экономики достигается уменьшение себестоимости на 5-30%. В крупных предприятиях этот резерв заложен еще с советских времен. Это уменьшение автоматически решает вопросы в области повышения производительности труда и размеров заработной платы. Предлагаемая методика доказала, что достаточно уменьшить затраты на 10% и проблема повышения производительности труда и заработной платы в 2-4 раза решается автоматически.
6. Решают задачи по повышению производительности труда.
Многие экономисты России утверждают, что для увеличения размеров заработной платы - нужно повысить производительность труда. Это – всем понятно.
Представим каменщика, бетонщика, плотника, работника – который стоит за конвейером. Они сегодня работают на пределе своих возможностей.
Руководители Государства к 2020 году планируют поднять размеры заработной платы в 4 раза. Следовательно, по рекомендации экономистов, нужно поднять производительность труда – в 4 раза. Этого никто не выдержит! Это – тупик и невыполнимая задача!
Повышение производительности труда на 10 – 300 % по нашим рекомендациям достигается не за счет увеличения интенсивности вложенного физического труда и потраченного времени на производство единицы продукции или услуг, а за счет эффективной самоорганизации производственных процессов.
7. Решают задачи по повышению размеров заработной платы.
Выступая 16.04.2010 года с лекцией в Киотском университете, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин озвучил ряд весьма оптимистичных прогнозов, касающихся дальнейшего развития нашей страны и благосостояния ее граждан.
…«Так, к 2020 году производительность труда в России вырастет в 2,5 раза, а средняя месячная зарплата составит 2,7 тыс. долларов»...
Многие ведущие экономисты считают, что задача невыполнима.
Наша технология доказала в 1989-1991 годы, еще по законам советского времени и в рамках государственного предприятия, что задача была выполнимо еще в то время. Заработная плата передовой бригады составляла столько, что на месячную заработную плату покупали машины.
Источник: http://www.newizv.ru/news/2010-04-16/125275/
8. Дает 100% ную гарантию достижения заданной фиксированной прибыли или % от реализованной продукции, услуги - с высокой точностью.
Данный показатель достигается постепенно. Предлагаем начинать с 1% и наращивать по обстановке. Важно уметь чувствовать точку остановки в гонке за сверхприбылью. По графику, разработанному нами, Вы легко определите приближение этой критической точки.
9. Решают проблемы по оптимизации затрат в государственных структурах.
Как показывает практика, проводимые мероприятия руководителями Государства по оптимизации затрат в государственных учреждениях или игнорируются, или не умеют пользоваться представленными возможностями из-за низкой квалификации специалистов в этой области.
10. Решаются вопросы, которые не может решить эргономика.
Были случаи, когда серьезные государственные учреждения решали проблемы повышения производительности труда и заработной платы годами и существенных результатов не добились. По нашим рекомендациям проблемы решались за считанные дни.
11. Почти в каждом предприятии внедрение увеличивает объем реализации.
Как показывает практика, к удивлению руководителей организаций, первые же месяцы работы по новым отношениям – повышается объем реализации.
12. Решаются оперативнее вопросы по завоеванию рынка.
Работа по нашим рекомендациям приводит к снижению затрат, соответственно, предприятие получает возможность снижать реализационную цену. Это приводит к притоку новых клиентов и территорий.
13. Решается проблема занятости населения.
Из-за отсутствия гибкости многих руководителей, создается мнимая безработица. Это отсутствие гибкости выражается в отказе от применения суммированного учета рабочего времени и элементов сетевого маркетинга.
14. Ликвидируется воровство на 100%.
Так сложилось в России, что проблема «недостачи» в компаниях различной собственности - остается нерешенной. В СССР, Госплан на эти цели откладывал до 10% бюджета. Эту болезненную проблему каждая компания решает по-своему. Видеокамеры и количество охранников эту проблему не решат. Решат только экономические рычаги, заложенные в новых производственных отношениях, предлагаемых нами.
15. Отпадает проблема борьбы с взятничеством.
Проблема решается за счет узаконивания сомнительных премий и доплат. Эту возможность дает применение в проекте суммированного учета рабочего времени и применения элементов сетевого маркетинга. Многие предприниматели поняли, включая торговые организации, - что в сегодняшних условиях работать честно выгоднее, чем давать взятку.
16. Решается проблема управления многоквартирными домами.
Не ждите, что реформы, которые предлагаются сверху, дадут какие-то результаты. Результатов не будет.
Если вы защищаете интересы жильцов, то управлением многоквартирного жилого дома справится один пенсионер – Старший по дому, которому будет достаточно тех денег, которые отчисляем на управление многоквартирным жилым домом. Остальные услуги решаются по каждому дому индивидуально.
Представьте дачный кооператив. Там нет столько «нахлебников». Эту схему внедрить в систему управления жилыми домами – все встанет на свои места.
Или, другой пример. Для обслуживания автомобилей мы же не выбираем Управляющую компанию. В крайнем случае, кто может себе позволить, нанимает водителя.
Так же прекрасно справляемся с обслуживанием загородного дома.
17. Где работает данная схема?
• Во всех государственных учреждениях. Государство – Учреждение. Внутрипроизводственные не работают.
• Во всех генподрядных организациях в строительстве. Внутрипроизводственные работают. Но не правильно и не везде.
• В транспортных компаниях России. Внутрипроизводственные работают частично.
• В крупных обслуживающих компаниях России. Внутрипроизводственные работают частично.
• В китайских и американских компаниях. Внутрипроизводственные работают.
• Во многих банках России. Внутрипроизводственные работают частично.
Руководитель проекта: Н.И.Токранов.
Сайт: http://npo-progress.tiu.ru/
Скайп: nikolai-142
Адрес: nikolai-14@mail.ru
Телефон: 8927 2495967