Интерес российского малого и среднего бизнеса (МСБ) к такой форме государственной поддержки, как субсидирование лизинговых платежей, растет. Об этом свидетельствует как общая динамика объема госпомощи МСБ, поступающей по этому каналу, так и статистика компании «ВЭБ-лизинг». Между тем распределение субсидий по регионам крайне неравномерно, что может указывать на недостаточную осведомленность о них предпринимателей.
Для большинства российских предприятий вопрос обновления и поддержания эксплуатационной годности основных фондов неизменно актуален. Одним из основных инструментов решения данного вопроса для малого и среднего бизнеса является лизинг. Этот финансовый продукт, в отличие от банковского кредита, ориентирован именно на предпринимателей и имеет ряд значительных преимуществ: позволяет экономить на налогах, не требует залогового обеспечения, ускоряет амортизацию имущества, позволяет формировать индивидуальный график платежей, включает набор сервисных решений и так далее. В свою очередь государство, которое заинтересовано в повышении доли МСБ в экономике, рассматривает лизинг как одно из актуальных направлений поддержки предпринимателей, и, как показывает статистика, масштабы такой господдержки постепенно растут.
В частности, речь идет о поддержке лизингополучателей через субсидирование процентной ставки по лизинговым платежам и авансового платежа по договору лизинга. Операторами программ по субсидированию лизинга выступают органы исполнительной власти субъектов РФ в лице региональных министерств и департаментов экономического развития, государственных центров поддержки и развития предпринимательства. Как правило, размер субсидии составляет порядка двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ, а субсидирование авансовых платежей осуществляется в размере до 100% от суммы первого взноса. Условия и суммы субсидий могут значительно разниться в зависимости от региона.
Как показывает опыт ОАО «ВЭБ-лизинг», интерес малого и среднего бизнеса к субсидиям по лизинговым платежам повышается. Если в 2012 году их получили 213 предпринимателей из числа клиентов лизинговой компании, то в 2013 году количество получателей увеличилось до 397, то есть на 86%.
Общий объем субсидий, направленных клиентам «ВЭБ-лизинга» в 2012 году, составил 232 млн рублей, а по итогам 2013 года эта сумма превысила 446 млн, то есть увеличилась практически в два раза. Средний размер субсидии (без учета Москвы) вырос с 709 тыс. до 767 тыс. рублей, по Москве — с 2,68 млн до 3,06 млн. Минимальная сумма субсидии, полученная клиентом «ВЭБ-лизинга» из числа представителей МСБ в 2013 году, составила 20,5 тыс. рублей, максимальная — 9,9 млн.
Финансирование программ по субсидированию лизинговых платежей осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и из региональных бюджетов по усмотрению администрации субъекта РФ. По данным федерального портала малого и среднего предпринимательства, в 2013 году в федеральном бюджете на эти цели было предусмотрено порядка 3,57 млрд рублей (без учета Москвы), что примерно на 500 млн больше, чем годом ранее. Из региональных бюджетов на субсидирование лизинговых платежей было выделено около 1,26 млрд рублей — на 90 млн больше, чем в 2012 году.
При этом субсидии между регионами распределяются крайне неравномерно. Например, на Татарстан из федерального и регионального бюджетов выделено 210 млн рублей, на Краснодарский край — 347,5 млн, на Нижегородскую область — 115 млн, на Ставропольский край — 190 млн рублей, на Архангельскую область — 141 млн. В то же время для Республики Адыгея предусмотрено только 8 млн рублей, для Томской и Иркутской областей — по 5 млн, для Липецкой — 3,75 млн рублей.
Объем средств, выделяемых субъекту из федерального бюджета, во многом зависит от того, насколько активно поддерживают своих предпринимателей местные власти. Кроме того, как показывает практика, далеко не во всех регионах и не все предприниматели в принципе знают о возможности получения государственных субсидий по договорам лизинга. Еще меньше доля тех, кто знает, какова процедура получения субсидий.
Напомню, претендовать на субсидию по лизингу может предприниматель, зарегистрированный и состоящий на налоговом учете в том регионе, в котором он эту субсидию рассчитывает получить. Численность работников должна быть менее 250 человек, выручка — менее 1 млрд рублей без НДС за предшествующий календарный год, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, российских государственных структур, российского крупного бизнеса в уставном капитале не может превышать 25%.
Также предприятие не должно иметь просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и по договору лизинга. Кроме того, на получение субсидии не могут претендовать предприятия, осуществляющие производство, реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых (за некоторым исключением). Как правило, регионы при распределении субсидий по лизингу отдают предпочтение компаниям, работающим в области транспортных перевозок, производства, сельского хозяйства, ЖКХ, здравоохранения, образования, спорта, в инновационной и высокотехнологичной сферах.
Менеджеры лизинговых компаний, с которыми предприниматель заключает договор, должны быть ознакомлены с механизмом оформления документов для получения субсидий и порядком их передачи в уполномоченный орган. Руководство ведущих лизинговых компаний обязывает своих менеджеров по лизингу бесплатно оказывать клиентам помощь в сборе необходимых документов и их подаче в местный орган государственной власти для получения субсидии по договору лизинга.
Алексей СИЧИНАВА
Автор является заместителем генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг».
О компании
ОАО «ВЭБ-лизинг» — крупнейшая лизинговая компания России. С 2008 года входит в группу Внешэкономбанка. Одним из основных направлений деятельности компании является лизинг оборудования, грузового, легкового автотранспорта и спецтехники для российских малых и средних предприятий.