Правительство призналось в полной беспомощности

Дата публикации: 20.01.2009 10:34
9 104
Время прочтения: 5 минут

В текущем году Россию ждет стагфляция — сочетание сразу двух крайне неприятных фактов, когда экономика страны перестает расти при сохранении высокой инфляции — и правительство смирилось с неизбежностью подобного негативного сценария. Такой вывод можно сделать на основе прозвучавших вчера в Гонконге заявлений вице-премьера, главы Минфина Алексея Кудрина. Ситуацию для страны усугубляет тот факт, что практически все руководители экономического блока страны — сторонники популярного в последние десятилетия монетаристского подхода, который не дает внятных рекомендаций, как следует выходить из стагфляции, когда механизмы регулирования денежного предложения больше не дают должных стимулов для развития экономики.

«Инфляция в России в 2009 году составит около 13%», — заявил в понедельник Алексей Кудрин в кулуарах Азиатского финансового форума в Гонконге. «В прошлом году уровень инфляции составил 13,3%. В наступившем году мы ожидали снижения этого показателя до 11%, но девальвация рубля будет влиять на рост цен на импортные товары, поэтому сейчас мы говорим о 13%», — отметил глава Минфина. Он уточнил, что начиная с сентября и до нынешнего момента российская валюта девальвировалась примерно на 20%. «Это создало новые ориентиры в экономике, и мы ожидаем, что они положительно скажутся на нашем спросе, платежном балансе», — отметил Кудрин.

Заметно ухудшатся и другие макроэкономические показатели. Так, рост экономики, по прогнозам Минфина, фактически прекратится. «В 2009 году мы ожидаем положительное значение прироста ВВП, но на уровне от нуля до 2%», — заявил Кудрин. Отметим, что в 2008 году, по его словам, ВВП вырос на 6%. Обрисовав мрачные перспективы, Кудрин пообещал, что правительство сделает все необходимое для поддержания экономического роста, который сегодня находится под угрозой из-за ухудшения «оценок мировой экономики и спроса на российский экспорт». Однако, что действенное могут сделать в этой ситуации монетаристы, к числу которых причисляют практически всех членов экономического блока правительства, глава Минфина не пояснил.

Стагнация охватила сегодня все крупнейшие экономики мира, за исключением Китая. Вчера китайские СМИ сообщили, что согласно исследованиям ученых Китайской академии наук, рост экономики КНР в 2009 году может снизиться с 10 до 8,3%. Правительственный проект стимуляции экономики Китая на сумму более 580 млрд. долл., как ожидают местные ученые, принесет первые плоды не ранее третьего квартала 2009 года.

Хуже дела обстоят в Европе. Спад ВВП еврозоны в 2009 году может составить 1,9%. Такой прогноз, по сообщению агентства Bloomberg, объявили вчера представители Еврокомиссии (ЕК). Между тем еще в ноябре ЕК прогнозировала рост ВВП региона на 0,1% в 2009 году. Теперь же, как ожидается, ВВП Ирландии упадет на 5%, Германии — на 2,3%, Испании — на 2%, а общее сокращение ВВП 27 стран Евросоюза составит 1,8%. «Меры для стабилизации финансовых рынков, ослабление денежно-кредитной политики, а также введение планов экономического стимулирования дадут нам возможность положить конец ухудшению ситуации в экономике, — говорится в заявлении уполномоченного Еврокомиссии по экономическим и финансовым вопросам Хоакина Альмуниа. — Эти меры создадут условия для постепенного восстановления во второй половине 2009 года».

В России в 2009 году продолжается резкий спад производства, который начался в ноябре 2008 года. Статистика производства января появится только в феврале, но уже сегодня ясно, что падение экономики не удается остановить, и предпринимаемые властями меры по накачке госденьгами банковского сектора не дают должного результата для поддержания производства. Так, энергопотребление в стране за первую половину января снизилось на 7,5% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Наиболее интенсивно проявился спад в металлургии, где с 8 по 15 января предприятия сократили энергопотребление на 15—78% по сравнению с январем прошлого года.

Но в отличие от Европы, которой угрожает дефляция, спад в России развивается на фоне двузначной инфляции, что является признаком стагнации при высокой инфляции, которую экономисты называют стагфляцией. (Об угрозе стагфляции в России см. «НГ» от 18.11.08.) Со стагфляцией Россия сталкивалась в 90-е годы, когда монетизация экономики никак не помогала остановить падение производства на протяжении почти десятилетия. Однако нынешняя ситуация может оказаться еще более тяжелой из-за глобального сокращения спроса на российскую продукцию. «Денежное стимулирование производства при сокращении спроса скорее всего не даст результата. Для восстановления спроса должно пройти время, и денежные вливания вряд ли ускорят этот процесс», — считает аналитик Экономической экспертной группы Анна Васильева.

Даже при явно завышенном прогнозе среднегодовых цен на нефть марки Urals 50 долл. за баррель Минэкономразвития ожидало спад в промышленности на уровне 3,2%. При более же реалистичном прогнозе нефтяных цен на уровне 41 долл., о котором вчера заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, спад производства наверняка превысит уровень в 3,2%.

Падающий спрос заставляет производителей снижать оптовые цены, тогда как в рознице цены продолжают интенсивный рост. Вчера чиновники экономического блока правительства со ссылкой на Росстат сообщили о продолжении падения оптовых цен. В декабре 2008 года цены производителей упали на 7,6%, тогда как в ноябре они снизились на 8,4%, в октябре — на 6,6%, а в сентябре — на 5%. Резкое падение цен на протяжении последних четырех месяцев привело к тому, что российская промышленность впервые закончила год с дефляционным показателем — 7% по сравнению с 25-процентным ростом цен в 2007 году.

«Рост цен на импортные потребительские товары приведет к сокращению потребления. Спад цен отечественных производителей ухудшит финансовое положение предприятий, заставит их балансировать на грани рентабельности и сделает невозможным модернизацию производства. При увеличении тарифов на энергоносители и отсутствии доступа к дешевым заемным ресурсам это прямой путь к банкротству», — отмечает партнер компании «Интерком-Аудит» Александр Верхов. По его словам, стагфляция может повлечь разрушение целых отраслей. «Правда, на этих руинах можно построить качественно иную инновационную экономику, но это самый социально болезненный путь революционного обновления», — считает экономист.

Стагфляция угрожает отраслям, где низка технологичность и конкурентоспособность бизнеса. К таким отраслям относятся, в частности, приборостроение, станкостроение, металлургия. Но в целом кризис этих производств только оздоровит экономику. «Использование резервов государства в целях стимулирования спроса на продукцию высокотехнологичных, наукоемких, а также инфрастуктурно значимых производств — единственный способ оживить и перестроить неэффективную экономику», — считает Верхов.

Впрочем, на самом деле ситуация в российской экономике может сложиться в этом году еще более негативным образом.

«Стагфляция вполне реальна, поскольку вчерашний прогноз Кудрина по инфляции выглядит даже слишком оптимистично. Нефть может упасть до 30—35 долларов, что приведет к еще большей девальвации рубля и еще большей инфляции», — предупреждает ведущий экономист «Центра развития» Валерий Миронов. По его словам, потребительские цены могут вырасти в среднем не на 13, а на 15% и выше. Такая высокая инфляция еще больше снизит инвестиционную активность и сократит спрос.

Михаил СЕРГЕЕВ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме