Без надзора и в зоне риска

Дата публикации: 02.06.2016 22:27
2 846
Время прочтения: 12 минут
Источник
Banki.ru

Проблемы ряда лизинговых организаций в результате банкротства авиаперевозчика «Трансаэро» и ухудшение ситуации в ряде других компаний показывают, что потенциальным источником системного риска на финансовом рынке может быть сегмент лизинга, который в настоящее время не подлежит регулированию и является частью параллельной банковской системы. Об этом говорится в опубликованном Банком России на днях «Обзоре финансовой стабильности» (выпуск за IV квартал 2015 года — I квартал 2016-го).

В разделе «Системные риски некредитных финансовых организаций» указанного обзора ЦБ представлена оценка финансового положения крупнейших лизинговых компаний.

Объем лизингового портфеля на начало 2016 года, по оценке рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), составляет около 3 трлн рублей, что выводит рынок лизинга по значимости на второе место после банковского сектора. По итогам 2015 года на рынке наблюдаются понижательные тенденции: сокращение совокупного рыночного портфеля на 4% и объема нового бизнеса на 27%. При этом банковский сектор и лизинговая отрасль находятся в тесной взаимосвязи — крупнейшими игроками на рынке лизинговых услуг в РФ являются компании, входящие в банковские группы.

На лизинговом рынке действуют несколько типов компаний:

  • лизингодатели, аффилированные с крупнейшими банковскими группами, которые финансируются преимущественно за счет банковских кредитов по пониженным процентным ставкам;
  • окологосударственные структуры;
  • независимые лизинговые компании, которые имеют диверсифицированные источники финансирования, включая облигации, внешние займы и банковские кредиты. Независимые лизингодатели специализируются на МСП и автолизинге;
  • кэптивные структуры при крупных производителях различных видов транспорта, а также промышленной и строительной техники.

  • По данным консолидированной финансовой отчетности крупнейших нефинансовых компаний на последнюю доступную отчетную дату, на 87 крупнейших компаний приходится 468 млрд рублей обязательств по финансовому лизингу и 1 трлн рублей обязательств по операционному лизингу.

    Финансовый лизинг предусматривает выплату лизингополучателем в течение срока действия договора лизинга сумм, покрывающих полностью стоимость амортизации имущества или большую часть ее, а также прибыль лизингодателя.

    Договор операционного лизинга заключается на срок, который меньше периода амортизации имущества. После окончания срока действия договора предмет лизинга возвращается владельцу или вновь сдается в аренду.

    Таким образом, на крупнейшие нефинансовые компании приходится примерно 50% совокупного лизингового портфеля. Превышение портфеля операционного лизинга над финансовым обусловлено переходом в 2015 году многими компаниями с финансового на операционный лизинг в рамках стратегии по оптимизации расходов.

    В текущих экономических условиях определенные трудности представляет прогноз динамики роста/спада объемов пассажиропотока, изменения спроса на различные типы перевозок и популярности тех или иных направлений. Операционный лизинг предлагает возможность арендовать самолеты на более короткий срок и оперативно менять их на более подходящие при изменениях на рынке авиаперевозок. Кроме того, он существенно понижает инвестиционный порог для расширения парка самолетов и освоения новых направлений, так как в данном случае не требуется существенных авансовых платежей.

    Кроме того, более 50% портфеля операционного лизинга крупнейших нефинансовых компаний приходится на авиационную отрасль. Для лизинговых компаний переход со схем финансового лизинга на операционный в краткосрочной перспективе несет определенные выгоды, так как авиакомпания ежемесячно, кроме арендной платы, также осуществляет платежи в пользу лизинговой компании за техническое обслуживание (при финансовом лизинге техническое обслуживание и ремонт осуществляет сама авиакомпания). Поскольку данные денежные потоки тратятся не сразу, а при необходимости в ремонте или плановом ТО, то у лизинговой компании оказываются в обороте дополнительные средства. Однако в долгосрочной перспективе компании необходимо будет существенно улучшить систему управления клиентской сетью. Процессы прогнозирования и управления стоимостью самолета и процедуры технического аудита имеющегося парка самолетов также должны будут подвергнуться серьезной модификации.

    Доля обязательств по финансовому лизингу в общих обязательствах у отдельных нефинансовых компаний может составлять от 20% до 40%. Также у компаний нефинансового сектора довольно существенным является соотношение обязательств по операционному лизингу и общей величины обязательств — от 15% до 50%, в отдельных случаях данная величина также может превышать 100%.

    Обязательства по операционной аренде (будущие минимальные суммы арендных платежей по нерасторжимым договорам операционной аренды) раскрываются в отчетности, но не отражаются в составе общих обязательств на балансе компаний.

    Основная часть обязательств по финансовому лизингу приходится на отрасли транспорта (54%), энергетики (19%) и машиностроения (11%). Более половины обязательств по операционному лизингу сосредоточено в транспортной отрасли (65%), также существенная величина обязательств по операционному лизингу приходится на нефтегазовую отрасль и энергетику.

    В I квартале 2016 года Банк России провел исследование рынка лизинга на базе анкетирования лизинговых компаний. В рамках исследования была сформирована анкета, учитывающая основные показатели деятельности участников рынка, которые для большинства компаний отсутствуют в официальных источниках данных. Отбор компаний для участия в исследовании проводился по величине лизингового портфеля. В основу выборки были положены данные Росфинмониторинга и рейтингового агентства RAEX, был сформирован список из 50 крупнейших компаний. Из них на обращение Банка России о раскрытии информации ответили 26 компаний, покрытие оценочной величины лизингового рынка полученными анкетами составило около 60%. Большая часть респондентов уклонилась от предоставления информации. Таким образом, сектор остается непрозрачным. Из компаний, которые приняли участие в исследовании на текущий момент, более половины принадлежат к банковским группам или аффилированы с банком или банковской группой.

    Совокупный рыночный портфель на 1 января 2016 года (остаточная стоимость лизинговых платежей без НДС) сократился на 4% по сравнению с началом 2015 года. Лидирующие позиции в величине лизингового портфеля по‑прежнему занимают железнодорожная техника и авиационный транспорт (39% и 28% соответственно).

    Новый бизнес (все договоры лизинга, заключенные (подписанные) в отчетном периоде) за 2015 год сократился на 27%, количество заключенных за период договоров — на 28% (в том числе количество договоров, заключаемых в долларах США, сократилось практически в десять раз). Лидирующее положение в структуре нового бизнеса занимают договоры лизинга железнодорожной и авиационной техники (32% и 20% соответственно), а также легковых автомобилей и грузового транспорта (по 19%). По оценкам представителей лизинговой отрасли, авиализинг — единственный из крупнейших сегментов, продемонстрировавших рост в 2015 году на фоне сокращения объема нового бизнеса в целом. Причиной позитивной динамики данного сегмента является субсидирование государством российских производителей самолетов (в частности, программы Sukhoi Superjet 100).

    Из общего числа участников анкетирования 55% компаний представляют данные по МСФО, 45% — по РСБУ. В компаниях, которые представляют отчетность по РСБУ, как правило, нет возможности сформировать данные, необходимые для оценки соотношения активов и пассивов по срокам, и сделать выводы о достаточности ликвидности, что может косвенно свидетельствовать о недостаточно налаженной системе оценки рисков в данных компаниях. На основании полученных данных можно сделать вывод, что некоторый дефицит покрытия обязательств активами может наблюдаться у крупных компаний в среднесрочной перспективе (от года до пяти лет): отношение среднесрочные активы/обязательства у некоторых компаний составляет от 50% до 76%.

    По данным опрошенных компаний, в 2015 году по сравнению с 2014 годом существенно вырос объем реструктуризаций (с 2,5 млрд до 47,5 млрд рублей).

    Объем необслуживаемых договоров (рассчитывается как стоимость имущества, переданного в лизинг, по нерасторгнутым договорам лизинга, по которым имеются просроченные платежи непрерывным сроком более 90 дней) увеличился с 0,2 млрд до 44,5 млрд рублей (4% от всего лизингового портфеля), что обусловлено преимущественно банкротством АК «Трансаэро».

    Объем сформированных резервов на возможные потери тем не менее незначительно сократился, что может свидетельствовать о том, что лизинговые компании задерживают формирование резервов на возможные потери. В то же время компании проводят активную политику по изъятию имущества — объем реализованного имущества в 2015 году по сравнению с 2014 годом вырос на 30% (51 млрд рублей).

    Снижение отношения величины просроченных платежей сроком от 90 дней (NPL 90+) к величине лизингового портфеля в 2015 году относительно 2014 года составило 0,5 процентного пункта (с 1,77% до 1,28%), что обусловлено сокращением величины просроченных платежей на 31%.

    На основании анализа информации, полученной индивидуально от каждой компании, можно наблюдать, что у конкретной компании доля резервов в величине лизингового портфеля растет медленнее, чем доля просроченной задолженности. Кроме того, в отдельных случаях в 2015 году наблюдается существенный рост просроченной задолженности по сравнению с 2014 годом (до 17,6 п. п.) при сокращении резервов по отношению к портфелю или незначительном росте данного показателя. В основном доля просроченных платежей растет в таких сегментах, как лизинг строительной и дорожно‑строительной техники, грузового автотранспорта и легковых автомобилей.

    В целом по крупным компаниям (относительно среднего размера компании, работающей в данном сегменте), для которых характерна значительная концентрация МСП в лизинговом портфеле, не было выявлено существенного роста просроченной задолженности.

    Концентрация основных лизингополучателей в лизинговом портфеле существенно различается: у крупнейших игроков — лидеров рынка концентрация лизингового портфеля на крупнейшем лизингополучателе может достигать от 20% до 45%. При этом основными лизингополучателями у таких компаний, как правило, являются крупные компании — лидеры рынка в своем сегменте («Аэрофлот», РЖД, Первая грузовая компания и др.). У более мелких компаний диверсификация портфеля значительно выше, то есть, как правило, концентрация лизингового портфеля на одном лизингополучателе не превышает 10%.

    Таким образом, у крупнейших лизингодателей — лидеров рынка концентрация портфеля на десяти крупнейших лизингодателях может составлять от 70% до 80%. У независимых компаний среднего размера портфель состоит из более мелких договоров и концентрация портфеля на десяти крупнейших лизингодателях может быть около 10% (минимальное наблюдаемое значение — 2%).

    Из всех компаний, предоставивших данные для исследования, около половины имеют высокую концентрацию клиентов из сегмента малого и среднего предпринимательства как в текущем лизинговом портфеле (от 23% до 100%), так и в объеме нового бизнеса (от 50% до 100%). Доля МСП в портфеле крупнейших лизингодателей либо незначительна (менее 10%), либо равна нулю. Однако у некоторых компаний произошел рост доли МСП в объеме нового бизнеса (в общем объеме в процентном соотношении по сравнению с долей МСП в текущем лизинговом портфеле).

    У подавляющего большинства компаний отмечается рост средневзвешенной стоимости заимствований (кредиты и облигации) по итогам 2015 года. По кредитам банков средневзвешенная ставка находится в диапазоне 11—15% для компаний, не входящих в банковские группы, и порядка 7—9% для компаний, фондируемых за счет материнских банков. По облигациям ставка находится на уровне 12—14,5% и превышает уровень у сопоставимых компаний в среднем на 200 базисных пунктов. Таким образом, повышенная стоимость финансирования для лизинговых компаний может приводить к удорожанию предмета лизинга.

    Выводы

    По данным опроса лизинговых компаний, проведенного Банком России в 2015 году, на рынке существенно вырос объем реструктуризаций при сокращении объема сформированных резервов на возможные потери и росте объема реализованного имущества (на 30% по сравнению с 2014 годом). Исследование также показало, что лизинговый рынок является информационно непрозрачным: только половина участников исследования ведет отчетность по МСФО, которая позволяет более качественно анализировать лизинговый портфель. Отсутствие информации может приводить к тому, что стоимость привлечения заемных средств для лизинговых компаний выше, чем для других заемщиков с сопоставимым кредитным рейтингом. Источником системного риска является тесная взаимосвязь лизинговых компаний с банками и НПФ, что может вызвать эффект «заражения» при возникновении финансовых трудностей у одного или нескольких крупных лизингодателей.

    Международный опыт регулирования лизингового рынка

    По данным международного исследования White Clarke Group Global Leasing Report (2016), Россия занимает 11-е место в мире по объему лизингового бизнеса и является второй среди стран с формирующимися рынками (после Китая).

    В большинстве стран с крупным лизинговым рынком установлено обязательное лицензирование и регулирование лизинговой деятельности (исключение составляют Канада и Япония). При этом в ряде стран обязательное лицензирование или регистрация в регулирующих органах требуется для отдельных видов лизинга.

    В целом сложность регулирования зависит от структуры рынка: больший охват регулирования реализуется там, где лизинговые компании в основном принадлежат банкам (Италия, Франция, Китай). Рынок менее регулируем в странах, где распространены кэптивные лизинговые компании, принадлежащие крупным производителям лизингового оборудования (Германия, США).

    Регулированием лизинговой деятельности, как правило, занимается центральный банк или другой пруденциальный орган, ответственный за регулирование финансовых компаний. К примеру, в Италии лизинговые компании как «прочие финансовые посредники» подпадают под юрисдикцию Банка Италии, во Франции они с 2013 года включены в группу «компаний, осуществляющих финансирование» (ранее регулировались как кредитные организации), и подотчетны Агентству по пруденциальному надзору и урегулированию несостоятельности (ACPR) при Банке Франции. В Китае крупнейшие лизинговые компании, входящие в состав банковских групп, регулируются Комиссией по банковскому регулированию (CBRC), а не входящие в банковские группы, — Министерством торговли (при этом для них действует отдельный режим регулирования).

    В странах с высокой долей розничного лизинга (США, Великобритания) регулирование деятельности лизинговых компаний осуществляют агентства по защите прав потребителей. В Великобритании лизинг сроком более трех месяцев подпадает под определение потребительского кредитования, а надзор за этой деятельностью осуществляет Агентство по осуществлению финансовой деятельности (FCA). В США надзор за компаниями в сфере потребительского лизинга (со стоимостью предмета лизинга до 50 тыс. долларов США) выполняет Бюро по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Bureau). При этом банки могут осуществлять лизинговую деятельность без получения дополнительных лицензий (надзор за ними осуществляет Управление контролера денежного обращения, Office of the Comptroller of the Currency). В Австралии компании, занимающиеся розничным финансовым лизингом, должны получить лицензию в Австралийской комиссии по ценным бумагам и инвестициям (Australian Securities and Investments Commission). В Германии регулирование и надзор за финансовым лизингом осуществляет Федеральное управление финансового надзора (BaFin).

    В большинстве стран в отношении лизинговых компаний применяются пруденциальные требования, которые, однако, мягче банковских. Существует ограничение минимального регулятивного капитала: 125 тыс. или 730 тыс. евро (если осуществляются операции с финансовыми инструментами) в Германии, 250 тыс. евро в Италии, 1,1 млн евро во Франции, 15 млн долларов США для компаний, регулируемых CBRC в Китае. В Китае, Франции и Италии действуют ограничения коэффициентов достаточности капитала, схожие с базельскими стандартами для банковского регулирования (8%). В Италии также действует ограничение на максимальный леверидж — 5%. Помимо этого применяются лимиты на концентрацию на одного заемщика (обычно до 25—30% капитала) и группу связанных заемщиков (до 40—50% капитала), в ряде случаев (например, во Франции) действуют нормативы ликвидности.

    Что касается фондирования, то лизинговым компаниям, как правило, запрещается привлекать средства физических лиц — в большинстве стран они активно используют рыночное финансирование. В рамках привлечения рыночного финансирования лизинговые компании обязаны соблюдать требования рыночных регуляторов (таких как Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) в США) — например, удержание части риска при осуществлении секьюритизации.

    Материалы Банка России. См. также инфографику на сайте источника (стр. 37—40)

    Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева сообщила, что Банк России и Минфин создают специальную рабочую группу для подготовки мер по повышению прозрачности лизингового бизнеса.

    Читать в Telegram
    telegram icon

    Обучение

    Материалы по теме