Пока российские банки из-за санкций думают о сворачивании международной экспансии, российские МФО ее наращивают. Как стало известно Банки.ру, микрофинансовая компания MoneyMan намерена значительно расширить свое присутствие в странах Латинской Америки. В ближайшие два года офисы MoneyMan появятся в Бразилии, Мексике, Колумбии и Перу. Банки.ру с помощью экспертов оценил плюсы и минусы такой экспансии.
В ближайшее время компания MoneyMan, заявляющая себя как лидер онлайн-кредитования в России, сосредоточится на выходе в страны Латинской Америки. В частности, до конца года компания начнет свою деятельность в Бразилии. Также рассматривается начало работы компании в Мексике, Колумбии и Перу. Об этом Банки.ру рассказал генеральный директор MoneyMan Борис Батин.
«В Латинской Америке много стран, где работает бизнес онлайн-кредитования, где мы видим большой потенциальный спрос на наши продукты, — заметил он. – Запустившись в Латинской Америке, можно создать «хаб» и работать сразу в нескольких странах. Там большое население, очень сильно растет проникновение Интернета в регионе. Кроме того, этот регион находится близко к США — таким образом, у нас появится выход и к американскому рынку».
Международный холдинг ID Finance осуществляет операционную деятельность под брендом MoneyMan не только в России, но и в Казахстане, Грузии, Польше, Испании и специализируется на выдаче микрофинансовых займов в режиме онлайн. Помимо этого, холдинг развивает в России сервис онлайн-POS-кредитования AmmoPay. IT-центр холдинга находится в столице Белоруссии — Минске.
В России компанией MoneyMan выдается одна треть микрозаймов от их общего количества. За рубежом МФО работает через посредников — локальных партнеров.
Борис Батин заявил, что за счет выхода в страны Латинской Америки доля российского бизнеса в портфеле выдач MoneyMan сократится в ближайшие два года с 30% до 10%.
По оценкам Батина, с 2016 года ежемесячно в России MoneyMan выдает около 15 тыс. микрозаймов, в других странах присутствия — 30 тыс. штук. Он уточнил, что в абсолютных цифрах объем выдач микрозаймов в России через пару лет будет значительно больше, чем сейчас, однако выдачи за рубежом растут намного быстрее.
«Учитывая, что мы начинаем работать во все большем количестве стран, доля России в нашем портфеле, конечно, уменьшается, — замечает Батин. — Кроме того, мы видим, что в некоторых странах, особенно в Европе, рынок онлайн-кредитования более развит, чем в России, и нам логичнее уделять больше внимания им. Компания планирует и дальше активно развиваться на российском рынке, а также увеличивать свою долю в других странах».
В I квартале 2016 года MoneyMan профинансировал в России более 30 тыс. займов на общую сумму около 353 млн рублей. В то время как в Казахстане, Грузии, Испании и Польше за аналогичный период компания выдала порядка 60 тыс. займов на сумму, эквивалентную 776 млн рублей, что в 2,2 раза больше, чем в России.
Выдачи займов холдингом ID Finance в I квартале 2016 года
Россия | Казахстан | Грузия | Испания | Польша | |
Объем выдач | 353 млн рублей | 1,8 млрд тенге (344,2 млн рублей) | 5,6 млн долларов (365,7 млн рублей) | ||
Количество выданных займов | 30 тыс. штук | 37 тыс. штук | 27 тыс. штук | ||
Средняя сумма займа | 12 000 рублей | 48 000 тенге (9 200 рублей) | 495 лари (11 300 рублей) | 375 евро (27 000 рублей) | 950 злотых (15 800 рублей) |
Средний срок займа | 26 дней | 21 дней | 27 дней | 25 дней | 29 дней |
NPL 90+ | 8% | 10,8% | 3% | н. д. | н. д. |
Примечание: примерная конвертация в рубли проведена по курсу 24.06.2016
В 2014 году были озвучены планы, согласно которым MoneyMan должна была выйти на рынки Филиппин, Вьетнама, Таиланда и Индонезии. Однако эти планы были отложены из-за выявления определенных юридических рисков на азиатском рынке. Компания приняла решение сделать акцент на рынках Европы и Латинской Америки.
Глава MoneyMan считает, что за рубежом конкуренция выше из-за большого количества международных игроков на одном «поле», специализирующихся на онлайн-кредитовании. Тем не менее, отмечает Батин, ставки по онлайн-микрозаймам за рубежом ниже — из-за той же «повышенной» конкурентной среды. Даже несмотря на то, что в некоторых странах нет прямого регулирования онлайн-кредитования и нет ограничения по ставкам для МФО.
«Для выхода в другие страны у нас много причин. Во-первых, это увеличение общего объема бизнеса и его стоимости. Во-вторых, та инфраструктура и платформа, которую мы создали за несколько лет работы, позволяют нам эффективно выходить в любые новые страны», — рассказал Батин.
По словам генерального директора МФО «МигКредит» Лоры Файнзильберг, микрофинансовые организации — неотъемлемая часть экономики во всем мире, в том числе в странах Латинской Америки, где рынок банковского кредитования недостаточно развит.
«При принятии решения о выходе на новый рынок, в особенности если речь идет о странах с развивающейся экономикой, необходимы тщательный due diligence проекта и понимание стоимости выхода. Полагаю, что такая работа проведена и инвесторы в полной мере осознают все риски, — говорит она. — Успех выхода на рынки Латинской Америки будет зависеть от объема инвестиций, поскольку необходимо подключение локальных провайдеров для обслуживания клиентов, включая коллекшн и регуляторный комплаенс. Все зависит от целей, заложенных в стратегии выхода на международные рынки. Например, экспансия на новые рынки может быть связана с возможной продажей компании в дальнейшем».
При этом Файнзильберг отмечает, что Россия — большая страна, в которой миллионы граждан по-прежнему имеют ограниченный доступ к традиционным финансовым продуктам. Таким образом, на данный момент в России есть огромное поле для деятельности, рынок микрофинансирования находится в зачаточном состоянии, а потенциал для роста рынка огромен.
Управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лига Трупа убеждена, что российские МФО имеют все возможности для международной экспансии и успешно их реализуют.
«Мы знаем не один пример, когда сервисы из России выходили на рынок Казахстана и Грузии. Сейчас отличное время для старта, российские МФО имеют все ресурсы: фондирование, технологии, высококвалифицированных специалистов в области риск-менеджмента и IT, — полагает наша собеседница. — При этом для онлайн-кредитования важно не только проникновение Интернета, но и развитие технологий в целом. В России, например, мы предлагаем клиентам четыре способа получения займов («QIWI Кошелек», Contact, карты Visa или MasterCard, банковский счет), но ни в одной из шести других стран, где работает TWINO, такого выбора нет. Вопрос только в том, что игроки из России не должны ограничивать себя рынками Европы и СНГ, им следует смотреть шире».
По данным Лиги Трупы, группа компаний TWINO, в которую входит «Е заем», первой из европейских компаний запустила в Латинской Америке сервис онлайн-кредитования.
«Начав с Мексики, в ближайшие год-два мы планируем запустить бизнес еще в двух странах Латинской Америки, — делится она планами. — Спустя полгода работы там мы можем сказать, что это перспективный, хотя и непростой рынок. Это большой регион, и короткие онлайн-займы там востребованны. Однако законы этих стран крайне плохо адаптированы к онлайн-бизнесу, нужно проделать большую работу, чтобы подготовить законодательную базу. Кроме того, там плохо развит Интернет. Если у кого-то он и есть, то плохого качества и в основном мобильный. В целом, если оценивать готовность стран этого региона к развитию онлайн-кредитования, я думаю, сейчас там тот же уровень, что был в Европе десять лет назад».
В свою очередь, генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов указывает: рынок микрокредитов в Латинской Америке демонстрирует с 2000 года стабильный рост, еще больше подстегиваемый кризисами наподобие кризиса 2008—2009 годов, после которых число активных заемщиков растет в среднем на 20—25% в год. Всего в регионе около 22 млн активных заемщиков, выдано займов на сумму порядка 43 млрд долларов. Причем, несмотря на обилие стран, основные микрокредитные операции сосредоточены в Перу, Колумбии, Боливии, Мексике, Эквадоре, на последнем месте — Бразилия. Рынки же остальных стран очень небольшие.
«Плюс Латинской Америки заключается в том, что это огромный рынок, а минус — в том, что нужно очень хорошо знать специфику каждой страны, чтобы работать на этом рынке. Как построить, скажем, коллекшн в Колумбии, которая стабильно занимает первое место в мире по числу похищений людей? Финансовая грамотность у населения этих стран в среднем ниже, чем в России, и поэтому очень распространены неформальные и полукриминальные схемы денежных переводов и кредитования, наподобие так называемой «хавалы» в Азии, — рассуждает Шустов. — Все дело в экспертизе на том рынке и в той стране, где компания хочет стартовать. Если каким-то чудом удалось получить точное знание о том, какой спрос на микрокредиты в стране, как взаимодействовать с государственными органами и как обеспечить возвратность займов, тогда нужно выходить на этот рынок. Такая информация обычно стоит очень дорого, и достать ее сложно».
«Мани Фанни» работает только в Российской Федерации, поскольку здесь у компании есть хорошая экспертиза заемщиков, возможность проверить заемщика по базе бюро кредитных историй, известна ментальность и психология клиентов.
«Пока не планируем экспансию за рубеж, так как предпочитаем вкладывать различные средства в экономику собственной страны и видеть плоды своей деятельности тут. Огромное поле деятельности есть в российских регионах, которые испытывают нехватку дешевого кредитования и качественного обслуживания, которые обделены финансовыми потоками в пользу столицы, — комментирует глава «Мани Фанни». — На мой взгляд, у российских МФО уникальных преимуществ перед латиноамериканскими нет. Наоборот, латиноамериканские компании хорошо знают свой рынок, а мы их рынок не знаем».
По мнению заместителя председателя правления Локо-Банка Андрея Люшина, решение российских МФО о выходе на латиноамериканский рынок микрофинансирования выглядит крайне противоречиво. С одной стороны, для большинства стран региона, чей экспорт во многом формируется за счет поставок на внешние рынки нефти и нефтепродуктов сейчас, как и для России, характерен спад в экономике, что стимулирует рост спроса на микрозаймы и снижение спроса на банковские кредиты «до зарплаты». «Единственной, но при этом существенной разницей при этом остаются политические риски, поскольку снижение нефтяных доходов в этих странах, например, в некогда относительно благополучной Венесуэле, привело к дестабилизации политического режима, а это весомый риск для инвестиций. Опять же уровень коррупции и криминализации общества в Латинской Америке крайне высоки, что увеличивает вероятность роста числа безвозвратных займов», — говорит Люшин. С другой стороны, есть страны с высокоразвитой банковской и финансовой системой, такие как Аргентина, Мексика, Бразилия. Здесь среди населения крупнейших городов существует спрос на микрофинансовые услуги, но и конкуренция более чем высока.
Главными барьерами при выходе на местные рынки, безусловно, остаются различия в правовом и государственном регулировании микрофинансирования — единой стратегии выхода для всех стран региона быть не может, а адаптация под каждую конкретную потребует времени. Куда более вероятным вариантом может являться выход на местные рынки при участии местных игроков в качестве партнеров. Этот путь значительно упростит российским МФО доступ на латиноамериканские рынки», — заключает Люшин.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru