ЦБ методично продолжает лишать Агентство по страхованию вкладов полномочий в сфере санации и банкротства. 11 июля стало известно, что регулятор получит право отказывать АСВ в передаче имущества и обязательств кредитных организаций. Портал Банки.ру разбирался в последствиях такого шага.
Передача активов: разбираем по полочкам
Банк России уточнил условия для передачи активов банков с отозванными лицензиями. Регулятор получит право отказывать АСВ в передаче имущества и обязательств банков в ходе конкурсного производства. Такие нормы содержатся в проекте указания ЦБ РФ «Об основаниях для отказа в согласовании комитетом банковского надзора (КБН) ЦБ предложений АСВ об осуществлении передачи имущества и обязательств банка приобретателям и в согласовании приобретателей имущества и обязательств кредитной организации», опубликованном на сайте ЦБ.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, документ устанавливает основания, при наличии которых комитет банковского надзора Банка России может принять решение отказать в согласовании предложений АСВ о передаче имущества, активов и обязательств кредитной организации в ходе конкурсного производства приобретателю.
На эти шаги ЦБ может пойти, если в предложении Агентства по страхованию вкладов не будет обоснования целесообразности такой передачи имущества (активов). В том числе речь идет о случае, если определенная АСВ в соответствии с отчетом оценщика стоимость передаваемого имущества ниже его балансовой стоимости, или случае, когда оценка стоимости передаваемого имущества кредитной организации выше его балансовой стоимости, но ниже рыночной стоимости.
Указание вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Судя по комментариям АСВ, принципиальных изменений в работе после вступления в силу указания агентство не ожидает. Дело в том, что документ уточняет нормы аналогичного указания ЦБ, действующего с октября 2012 года. В то время и была введена в законодательство норма по осуществлению передачи имущества и обязательств ликвидируемого банка.
«Агентство на практике не применяло указанный механизм передачи имущества и обязательств по причине отсутствия в ликвидируемых банках активов, достаточных для передачи приобретателю полностью одной очереди кредиторов либо кредиторам всех очередей в рамках конкурсного производства», — пояснили Банки.ру в Агентстве по страхованию вкладов.
Как напомнили в АСВ, процесс передачи имущества и обязательств банка после запуска процедуры конкурсного производства регламентирован ст. 189.89 федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По данному документу предусмотрено двухэтапное согласование с комитетом банковского надзора Банка России передачи имущества и обязательств в ходе конкурсного производства.
На первом этапе комитету на согласование направляется предложение о возможности передачи имущества и обязательств, основанное на результатах оценки имущества. В случае его согласования проводится отбор приобретателя. Второй этап — согласование комитетом приобретателя. «Таким образом, законодатель прямо предусмотрел возможность отказа Банка России в проведении данной процедуры», — уверяют в АСВ.
В госкорпорации подчеркивают, что действие данного указания не распространяется на схожий по сути механизм передачи имущества и обязательств в рамках урегулирования обязательств банка, который осуществляется сразу же после отзыва лицензии, то есть до открытия процедуры конкурсного производства.
От морального недовольства к практическим шагам
Новый документ направлен прежде всего на упорядочение взаимодействия между структурами и на исключение сбоев в коммуникациях двух структур. «Теперь сотрудники АСВ и ЦБ будут четко понимать, какие условия необходимы для передачи имущества и обязательств банков в рамках процедуры конкурсного производства. Ранее в этом вопросе не было полной определенности и возникало недопонимание, которое было логично устранить, регламентировав процесс», — уверяет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
«Закон о банкротстве и в текущей и в предыдущих редакциях всегда предусматривал согласование целесообразности передачи активов и обязательств банка с комитетом банковского надзора ЦБ, что на подзаконном уровне регулировалось различными правовыми актами межведомственного взаимодействия. Более четкие правила игры в части распределения полномочий и центра принятия решений, на мой взгляд, способны снять недопонимания между ведомствами, если они вдруг по какой-то причине возникнут», — считает руководитель юридического департамента Ланта-Банка Дмитрий Шевченко. По его мнению, в итоге теперь не вызывает вопросов положение о том, что целесообразность такой процедуры будет оценивать исключительно ЦБ.
За упорядочиванием нормативной базы стоит и более деликатный момент. Ранее регулятор объявил о перевороте в механизме санации. В начале июня глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что будет создан специальный фонд консолидации банковского сектора, который будет входить в капитал санируемых банков. Действующие санации останутся при АСВ, однако новые станут прерогативой Центробанка. Кроме того, ЦБ ужесточил требования к санаторам. В частности, по новым правилам к санации кредитных организаций будут допускаться только банки и юрлица, которые получили в течение четырех последних кварталов положительный финансовый результат.
По словам управляющей Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах Банка Елены Веревочкиной, новый проект указания может говорить о том, что профессионального доверия между ЦБ и АСВ не присутствует.
Как заявлял Банки.ру генеральный директор АСВ Юрий Исаев, размер фонда АСВ на июль-2016 составляет 23 млрд рублей с учетом полученного от ЦБ кредита на сумму 372 млрд рублей. «Совершенно очевидно, что ЦБ фактически финансирует фонд, и это не может продолжаться бесконечно. Эффективность деятельности АСВ по объективным и субъективным причинам, судя по всему, не удовлетворяет ЦБ как основного кредитора. Отсюда и соответствующая риторика, и действия», — полагает Веревочкина.
Она отмечает, что Банк России очень конкретно определил требования к приобретателям, то, чего у них точно не должно быть. «Скорее всего, в дальнейшем последует еще ряд изменений по части взаимодействия ЦБ и АСВ не только процедурного и организационного, но и структурного характера», — высказывает мнение управляющая Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах Банка.
По мнению младшего директора по банковским рейтингам агентства RAEX («Эксперт РА») Юрия Беликова, данное указание — это еще один шаг ЦБ к реформированию механизма санации и банкротства банков. «Для Банка России было бы бессмысленно упустить возможность повышения своего контроля над механизмом санации, когда его дальнейшее функционирование и предполагалось за счет регулятора», — считает Беликов.
Руководитель юридической службы ИК «Алор» Надежда Подкорытова считает, что у регулятора есть определенные претензии к качеству работы АСВ. «По сути, ЦБ перешел от выражения морального недовольства к практическим шагам: теперь у Банка России появится инструмент, которым он сможет блокировать перенос долгов банков-банкротов в общую копилку в случае, если АСВ некачественно либо не до конца отработало свои задачи», — поясняет она.
По мнению Подкорытовой, проявлять большую щепетильность, контролируя работу с долгами банкрота либо «распродажу имущества с молотка», обоснованно. «В нашей стране это зачастую серая зона, а в случае с банками — еще и концентрация больших сумм. Поэтому сотрудникам АСВ приходится иметь дело, с одной стороны, с сильными противниками, а с другой — с большими соблазнами», — говорит собеседница Банки.ру.
Она указывает, что конкурсным управляющим придется больше трудиться, в том числе «по слабым моментам АСВ»: возврат долгов банков, активов, выведенных перед банкротством, привлечение к ответственности должностных лиц банков, возмещение убытков должностными лицами и акционерами банка. «Полагаю, АСВ придется усилить свой кадровый состав, особенно в части судебных юристов», — заключает Подкорытова.
Анна БРЫТКОВА, Banki.ru
Комментарии
Как следует из данного материала, здесь речь идет не о санации банков. Под санацией подразумевается финансовое оздоровление банка без отзыва у него лицензии. При этом само юридическое лицо сохраняется, происходит лишь смена собственника. ЦБ РФ планирует полностью отстранить АСВ от санации банков, создав Управляющую компанию в форме стопроцентной «дочки» Банка России. В данном случае «де факто» будет происходить национализация проблемных банков с последующей их продажей на рынке после оздоровления.
Теперь Центральный банк сделал следующий эпохальный шаг, пытаясь отстранить АСВ и от распоряжения имуществом банков в случае их ликвидации при отзыве лицензии. Фактически Банк России обвинил АСВ в распродаже активов ликвидируемых банков ниже рыночной стоимости. При этом не говорится, но подразумевается, что разница между продажной ценой и рыночной стоимостью имущества и обязательств может незаконно присваиваться покупателем активов и руководством АСВ. То есть налицо крупнейшая коррупционная схема. И ЦБ РФ пытается в сложившейся ситуации попросту уничтожить АСВ, обнулив его полномочия. Это уже напоминает не звездные войны, а войны с гангстерами в Америке в первой половине XX века.
При этом АСВ наносит ответный удар, заявляя, что «действие данного указания не распространяется на схожий по сути механизм передачи имущества и обязательств в рамках урегулирования обязательств банка, который осуществляется сразу же после отзыва лицензии, то есть до открытия процедуры конкурсного производства».
Очень интересно. Посмотрим, чем же это закончится.
Так я не понял, деньги уже пора забирать с депозитов или еще можно подержать?
Пока систему страхования вкладов не трогают. Деньги будут по прежнему выплачивать через АСВ (расходная часть). При этом ЦБ хочет отнять у АСВ доходную часть - реализацию активов. Таким образом намечается следующая схема. ЦБ курирует реализацию имущества и обязательств ликвидируемых банков. В результате все денежные средства аккумулируются в ЦБ. Далее, в случае отзыва лицензии у какого-либо банка, ЦБ перечисляет в фонд АСВ строго ту сумму, которая по документам подпадает под Закон о страховании вкладов. Таким образом АСВ становится просто ретранслятором денежных средств в цепочке ЦБ => АСВ => вкладчик. В результате они не смогут продать актив, который имеет рыночную стоимость 1000 тыс. руб. за 300 тыс. руб., а разницу в 700 тыс. руб. положить себе в карман.
Для того чтобы просто выплачивать деньги вкладчикам, АСВ не нужно. Это чисто техническая процедура, с которой без труда справится ЦБ. Очевидно, что ЦБ старается постепенно снизить возможности и значимость АСВ. Если все намеченное ЦБ исполнится, АСВ постепенно отомрет. Думаю, что многим влиятельным в нашей стране людям это не понравится, поскольку может затронуть их финансовые интересы. Ведь как показала жизнь, с АСВ до сих пор можно было договариваться, с ЦБ пока непонятно. С другой стороны, сосредоточение в руках ЦБ всех ресурсов, полномочий и ответственности по работе с проблемными банками и их активами тоже ничего хорошего не принесет, а для руководства ЦБ и вовсе может закончиться печально. Думаю, что сейчас начнется нешуточная борьба, ставки огромны, и победители неизвестны.