Минимизировать потери в сегменте автокаско страховщикам дает возможность индивидуальный подход к формированию тарифов в этом виде страхования. Автовладельцу такой подход позволит защитить машину на 7—9 тыс. рублей дешевле. А помогает и тем и другим «умное» страхование, или телематика.
Каско в депрессии
Каско в 2016 году оказалось самым «депрессивным» сегментом страхового рынка — отчасти из-за уменьшения количества новых автомобилей, отчасти из-за снижения размера премий вследствие роста до 60% количества договоров с франшизой. Количество договоров с физлицами по автокаско снизилось на 200 тыс., объем премий сократился на 9,2% до 170,7 млрд рублей. Средняя страховая премия по автокаско по договорам с физлицами снизилась с 43,2 тыс. до 39 тыс. рублей.
И хотя 2017 год обещает быть более оптимистичным для этого сегмента рынка (авторынок начал восстанавливаться, количество договоров с франшизой — уменьшаться), привычка экономить на автомобильной страховке, скорее всего, у автомобилистов сохранится, что уже учитывают страховщики. Жесткие рыночные условия заставили страховые компании более внимательно изучать своих клиентов и разрабатывать персонализированные скидки. Например, СК «Зетта Страхование» обнаружила, что женатые водители существенно более рентабельны, и планирует немного перестроить тарифы с учетом выявленных недавно тенденций.
Страхование на Банки.ру
Большим подспорьем в выявлении групп автомобилистов, у которых аварийность меньше и которым можно продавать каско дешевле, ничем особенно не рискуя, становится телематика. В автомобиле клиента на страховой период бесплатно устанавливается GPS-трекер, который передает на сервер компании данные о пробеге. Контролировать километраж, как правило, можно в мобильном приложении и в личном кабинете на сайте страховой компании. Постоянно следить за ним не нужно: при достижении половины лимита, а также при остатке в 1 000 и 500 км водитель получит СМС-уведомление и сможет увеличить лимит или оформить новый полис. При покупке страховки клиент сам выбирает лимит пробега и получает соответствующую скидку.
Специальные устройства, устанавливаемые в автомобиле, могут отслеживать не только пробег и скорость движения автомобиля, но и стиль вождения, что в итоге позволяет страховщикам делать клиентам индивидуальные скидки. Датчик измеряет параметры поведения автовладельца за рулем и создает точный портрет клиента страховой компании. Фиксируются данные о превышениях скорости, резких ускорениях и торможениях, прохождении поворотов и т. п.
Меньше ездишь — меньше платишь
Пока, конечно, основным показателем, на основании которого предоставляются скидки, является пробег. Автомобилисты, которые ездят мало (дачники, «водители выходного дня», автомобилисты, оставляющие машины на перехватывающих парковках), уже сейчас могут сэкономить на каско до 35%. За год с июня 2016-го по июнь 2017 года клиенты страховых компаний ERGO, «Подмосковье», «Опора» и «Экип», по данным итальянской компании Meta* System, которая поставляет оборудование и систему анализа скоринговых данных ряду крупных страховщиков, сэкономили на каско благодаря телематике в общей сложности 10 532 167 рублей. В среднем один клиент, приобретший продукт с телематикой, купил полис каско с дисконтом около 7 тыс. рублей.
Телематические устройства позволяют также использовать дополнительные «умные настройки». Например, по некоторым программам человек может включить опцию «аккуратный водитель» и установить франшизу, которая будет работать только в случае нарушения правил дорожного движения — например, превышения скорости на 40 и больше километров в час или неаккуратного маневрирования. Франшиза включается, только если произошло ДТП. Эти опции дают возможность дополнительно сэкономить в среднем 12%.
Российские водители за год сэкономили на страховках каско около 100 млн рублей с помощью телематики — таковы оценки разработчиков решений для «умного» автострахования. Какие характеристики водителя важны для «умного» каско, каким автовладельцам телематика обеспечит скидку, а для кого будет совершенно бесполезна — разбирался Банки.ру.
28.04.2016 00:00Если учитывать дополнительные «умные настройки», которыми воспользовались клиенты, то общая сумма экономии всех «телематических» клиентов четырех компаний — ERGO, «Подмосковье», «Опора» и «Экип» — составляет 13 532 167 рублей, то есть около 9 тыс. рублей на один полис.
По данным Meta* System, клиенты «АльфаСтрахования», установившие телематические устройства, получили среднюю скидку 10% от стоимости базового продукта автокаско.
Клиенты «Тинькофф Страхования», купившие страховые продукты линейки CarMatic, экономят от 5% (без ограничений по пробегу) до 35% (при пробеге менее 7 000 км за год).
63% всех телематических полисов «Тинькофф Страхования» приобретаются клиентами именно с ограничением пробега, что позволяет получить большую скидку (20% при пробеге менее 12 тыс. км, 10% — менее 17 тыс. км). Также можно заработать скидку от 5% до 15% за хорошее вождение. По данным компании, средняя премия за полис каско с телематикой составляет 46 607 рублей, без телематики — около 50 000 рублей.
Клиенты по страховой программе INTOUCH и МТС «Умные километры», разработанной на базе IoT (технологии Интернета вещей), могут сэкономить до 25% стоимости полиса каско. Водители, которые проезжают на своем автомобиле за год менее 6 000 км, получат скидку в 25% от стоимости полиса. Скидку 15% от стоимости получат водители с пробегом авто не более 10 000 км, а с пробегом до 12 000 км сэкономят 7% от стоимости страховки. Первую подобную программу INTOUCH запустила в сентябре 2014 года.
Страховая компания ERGO вместе с Meta* System, которая поставляет оборудование и систему анализа скоринговых данных, в июне также запустила продуктовую линейку «ТелеКаско» — пока только для жителей Москвы и Московской области. Клиент может выбрать опцию «телематика» на базовых тарифах автокаско и получить дополнительную скидку 5% за установку оборудования. В зависимости от стиля управления автомобилем в первые 12 месяцев клиент при продлении полиса может получить «телематическую» скидку до 25%, которая суммируется со стандартной скидкой за безубыточное страхование.
А страховая компания «РОСИНКОР Резерв» разработала продукт «СтартКАСКО», в котором клиент оплачивает страховую защиту только в момент реального использования автомобиля. Для этого применяется специальное мобильное приложение, разработанное «Р-Телематикой», с помощью которого клиент активирует защиту своего автомобиля от «ущерба в движении» прямо перед поездкой. Для этого ему достаточно просто нажать кнопку «Старт» в приложении на своем смартфоне. После завершения поездки, при нажатии кнопки «Стоп» или по окончании заранее заданного периода страхования, происходит расчет стоимости и списание денежных средств с личного счета страхователя. Приложение работает по аналогии с парковочным.
«Рынок телематики в России только формируется, и в его авангарде через несколько лет окажутся те компании, которые уже сейчас активно инвестируют в проекты «умного» страхования. Рынок телематики чрезвычайно емок, согласно прогнозу Аналитического центра НАФИ, уже по итогам 2017 года рост продаж таких полисов составит 100%, а к 2020 году продукты «умного» страхования займут долю рынка в 52%. Сейчас доля — чуть более 1%, — уточняет директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. — Мы уже успешно протестировали новую для российского рынка модель страхования с телематикой Manage How You Drive, позволяющую водителю отслеживать параметры поездки в мобильном приложении IngoDrive, корректировать свой стиль вождения. Надеемся, что наше предложение в области телематики будет полезно нашим клиентам и сделает заключение договора страхования каско более привлекательным и выгодным». Клиентам «Ингосстраха» предлагается установить телематические устройства, которые в дальнейшем могут быть использованы для уточненного расчета страхового тарифа при продлении полиса, с 28 июня.
Выбираем осторожность
Изначально водители выбирают телематику, чтобы сэкономить на каско. Но, поскольку через приложение на смартфоне в реальном времени можно следить за всеми показателями езды, водители «втягиваются» в процесс и начинают ездить более аккуратно, утверждают эксперты «INTOUCH Страхования», изучавшие клиентские данные c телематических устройств, которые установили несколько тысяч автовладельцев Москвы. Вывод однозначный: водители, контролируемые телематическими устройствами, ездят аккуратнее и реже попадают в ДТП. В 2016 году они становились участниками аварий на 15% реже, чем остальные автомобилисты. Больше аварий происходило летом. Зимой количество ДТП упало на 8—10%, уменьшилась и средняя скорость движения — с 42 до 33 км/ч.
«Водители, контролируемые телематическими устройствами, ездят аккуратнее и реже попадают в ДТП. В 2016 году они становились участниками аварий на 15% реже, чем остальные автомобилисты»
И все же, по данным INTOUCH, 96% водителей нарушили скоростной режим более чем на 20 км/ч хотя бы раз; на 40 км/ч хотя бы раз превысили скорость 44% клиентов.
В течение 2016 года владельцы автомобилей с телематикой провели в дороге в общей сложности 15 дней, на два дня больше, чем годом ранее. Средний пробег в Москве за год увеличился на 13% — до 15 419 км. 40% водителей проезжают в год менее 12 000 км.
«Страховая телематика — отличный инструмент, позволяющий клиенту платить за каско в соответствии со своим стилем вождения. Но главное — эта технология стимулирует водителей ездить аккуратнее, — считает директор по страхованию INTOUCH Василий Бусаров. — Таким образом, технологии не только позволяют экономить, но и повышают культуру вождения и безопасность».
Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru
*Организация, признана в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ
Комментарии
Из того факта, что водители, которые пошли на установку себе в машину этой приблуды, мало и аккуратно ездят, делается вывод, что приблуда их мотивировала не нарушать правила, хотя если подумать, водители свой стиль езды знают и без страховщиков. Те, кто водит не по правилам, а " по понятиям" просто не будут ставить эту приблуду. Да и из тех, кто водит аккуратно, врядли все поставят, это все-таки довольно грубое вторжение в частную жизнь.
Про вторжение в частную жизнь - точно. И так уже за каждым шагом следят, очередную удавку на шею даже ради сомнительной выгоды очень не хочется вешать.