Чуть больше месяца назад ВТБ 24 кардинально пересмотрел условия предоставления потребительских кредитов — упразднил дополнительные комиссии, изменил ставки, продлил срок кредитования. Таким образом, банк одним из первых на рынке начал выполнять требования ЦБ о раскрытии эффективной ставки.
Подвести предварительные итоги, а также рассказать о том, как были восприняты нововведения клиентами банка, Banki.ru рассказал начальник управления потребительского кредитования ВТБ 24 Иван ЛЕБЕДЕВ.
— Итоги подводить рано, но полученные промежуточные результаты позволяют сделать вывод о том, что клиенты в целом позитивно восприняли проведенную нами трансформацию продуктовой линейки потребительских кредитов. Уровень обращений клиентов в call-центр ВТБ 24 увеличился в 2,5 раза, количество заявок на получение потребительских кредитов в целом по банку выросло более чем на 30%, порядка 20% прироста мы видим по среднедневным выдачам. Получается, что выполнение требования ЦБ — не такая страшная вещь, как пытаются это преподнести некоторые участники рынка…
— Кстати, об эффективной ставке. Буквально на этой неделе АРБ в своем письме к руководству Центробанка призвало отсрочить вступление в действие положения о раскрытии эффективной ставки по кредитам в связи с технической неготовностью банков. Насколько действительно затратен (технически и материально) оказался для ВТБ 24 процесс перехода на новые условия работы?
— На мой взгляд, некоторые банки лукавят, когда говорят о технических сложностях при раскрытии эффективной ставки по кредитам. Технические сложности минимальны. Скорее, речь может идти об отсутствии согласованной позиции банковского сообщества и регулятора в вопросе методологии расчета эффективной ставки, а также в наборе параметров, входящих в расчет ставки. Наш банк уже сейчас готов к раскрытию этой информации по всем кредитным продуктам. По потребительским кредитам, как вы понимаете, нам раскрывать собственно уже и нечего, — условия их предоставления и так с середины мая сделаны предельно прозрачными.
Если посмотреть на нововведения ВТБ 24 с точки зрения потребителя, — что он выиграл и что проиграл? Выгодны ли ему новые условия?
— Прежде всего, наши клиенты получили упрощение процедуры выбора. Перейдя при построении финансовых условий по потребительским кредитам исключительно к процентной ставке и отказавшись от любых дополнительных комиссий, мы позволили клиенту сделать обоснованный выбор между нашими условиями и условиями, предлагаемыми другими банками по схожим продуктам. Как видим, все больше клиентов делают этот выбор в пользу кредитных продуктов ВТБ 24. Основными конкурентными преимуществами наших потребительских кредитов является, во-первых, прозрачные условия кредитования, во-вторых, удачное сочетание ценовых параметров, в-третьих, уникальное предложение в части семилетних потребительских кредитов, обеспеченных поручительством физических или юридических лиц.
Как отреагировал рынок, как оценили этот шаг конкуренты? И главное, почему не торопятся следовать вашему примеру?
— Некоторые игроки предприняли те же действия, что и мы, или схожие с ними, другие готовятся к 1 июля раскрыть эффективные ставки по кредитованию, не отказываясь при этом от дополнительных комиссий. У всех свои мотивы, думаю, обе стратегии имеют право на существование. Какая из них окажется более действенной — поживем, увидим.
К слову, напрямую проведенные нами изменения с требованиями ЦБ не связаны, скорее мы действовали исходя из общей тенденции на рынке. Не стоит забывать также и об амбициозных планах нашего банка по завоеванию существенной доли рынка потребительского кредитования. Считаю, что установление долгосрочных доверительных отношений с клиентами как раз и позволит нам выполнить намеченные планы. А такие отношения можно строить только будучи абсолютно прозрачными для клиента, малейшее лукавство или даже намек на него имеют существенный негативный эффект.
Какие новые продукты разрабатываются ВТБ 24, скоро ли ждать их появления? Какие шаги может предпринять банк по улучшению уже существующей линейки?
В текущем году мы будем заняты преимущественно разработкой нишевых продуктов для определенных клиентских сегментов, которые будут в большей степени отвечать потребностям наших клиентов, нежели существующие стандартные нецелевые потребительские кредиты.
Фото: пресс-служба ВТБ 24