Больше года назад НОМОС-Банк перезапустил розничный бизнес и провел ребрендинг. Офисы кредитной организации, которые сейчас открываются, принципиально отличаются от предыдущих, линейка розничных продуктов была сильно переработана. О том, что еще изменится в деятельности банка, порталу Банки.ру рассказал директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка Александр БАЗАНОВ.
— Год назад НОМОС-Банк провел ребрендинг и заявил о своих амбициозных планах на розничном рынке. Однако пока динамика кредитного портфеля отстает от рынка. С чем это связано?
— Я бы так не сказал. В розничную стратегию был заложен рост выше рынка. Согласно отчетности МСФО, за первое полугодие 2011 года розничный кредитный портфель НОМОС-Банка вырос на 25,2%. При этом темпы роста по рынку составляли 11,2%.
— Это среднерыночные цифры, а по сравнению с другими участниками рынка, которые активны в рознице, вы отстаете…
— Если смотреть на наш сегмент, то нет. Мы ориентируемся на банки из топ-20 с похожей на нашу моделью бизнеса.
— Какое сейчас соотношение розничного и корпоративного сегмента в структуре бизнеса НОМОС-Банка и как оно будет меняться в ближайшее время?
— Корпоративные кредиты у нас составляют 71,6%, кредиты частным лицам — 11,9%. На конец 2010 года доля розничных кредитов составляла 10,8%, то есть видно, что она растет. У нас, конечно, сильный корпоратив, но я уверен, что мы продолжим динамичное развитие и розничного бизнеса.
— Как будет меняться линейка ваших розничных продуктов?
— Мы достаточно сильно переработали продукты в 2011 году, поменялась практически вся линейка, которая была в НОМОС-Банке. Основное направление, по которому происходили изменения, с одной стороны — это упрощение продуктов, но не за счет снижения привлекательности для клиента либо исключения каких-то востребованных опций. Для примера: в 2010 году у нас было порядка восьми срочных вкладов. В настоящее время их всего три. При этом все клиентские потребности, которые были в прошлой линейке, сохранены. В то же время появились некие дополнительные опции, в частности капитализация по всей линейке.
С другой стороны, мы сосредоточились достаточно серьезно на пакетизации наших продуктов для того, чтобы можно было клиенту предлагать комплексное решение. И третье направление связано с тем, что во второй половине 2010 года мы возобновили кредитование физических лиц. Мы переработали линейку розничных кредитов и адаптировали ее под те категории клиентов, с которыми мы работаем. Это и «уличные» клиенты, и зарплатные, и клиенты — сотрудники организаций, с которыми у нас установлены партнерские отношения.
— Сейчас многие банки стали поднимать ставки по депозитам физлиц. Будете ли повышать доходность вкладов? Или с учетом того, что вклады составляют 12% от вашей пассивной базы, они для вас не так важны?
— Если говорить о доле депозитов в рамках группы, то она составляет 40% от общего объема пассивов и будет расти. Последний раз мы поднимали ставки 10 октября, и дальнейшие действия будут зависеть от конъюнктуры рынка и экономической ситуации.
— Посетители нашего форума очень интересуются, будете ли вы вводить программы по реструктуризации потребительских кредитов?
— Если мы говорим о программе реструктуризации для клиента, который не способен исполнять свои обязательства, то банк рассматривает такие случаи индивидуально, и это для нас никакая не массовая программа. Если же говорить о реструктуризации в нашем банке обязательств заемщиков других кредитных организаций на более выгодных для клиента условиях, то мы внимательно следим за потенциалом этого рынка, и я не исключаю, что через некоторое время мы выйдем с интересным предложением. Но оно будет рассчитано только на тех клиентов, которые хорошо обслуживают свои обязательства. Такие клиенты нам интересны тем, что, с одной стороны, предоставив им наш кредитный продукт, мы обеспечиваем их лояльность к себе, с другой — имеем возможность дальше предлагать им любые банковские услуги.
— НОМОС-Банк — один из крупнейших продавцов драгметаллов физлицам. В связи с кризисными ожиданиями, можете ли вы констатировать, что спрос на открытие »металлических» счетов и покупку того же физического золота растет?
— Золото всегда было альтернативным способом вложения денег в условиях нестабильности финансовых рынков. Мы наблюдаем сейчас спрос клиентов и в абсолютном выражении, и в относительном. Объемы, которые клиенты размещают именно в драгметаллы, увеличиваются. С конца сентября мы стали предлагать всем нашим клиентам, пользующимся стандартной системой интернет-банка, возможность приобретения или продажи драгметаллов в режиме онлайн. То есть клиент видит котировки в режиме реального времени, и он может со своего счета приобрести драгметаллы или продать, то есть вывести деньги с ОМС. Среди клиентов, которые вкладываются в металлы, можно увидеть как консервативных клиентов, которые размещаются на длительные сроки, так и тех, кто получают доход с разницы котировок.
— Развиваете ли вы направление mass affluent, как это делают сейчас многие банки?
— Это одно из стратегических направлений развития розницы в банке. Мы с самого начала ориентировались на средний класс, которому интересны качество сервиса и в то же время партнерские отношения с банком. Мы относим к категории mass affluent клиентов, имеющих депозиты в банке от 700 тысяч до 5 миллионов рублей, а ежемесячные доходы — от 130 тысяч до 750 тысяч рублей в месяц. Именно для этих категорий клиентов были в первую очередь разработаны наборы услуг Classic, Gold и «Бизнес-класс». Например, к последнему предлагается карта World MasterCard. Это премиальная карта с различными опциями. Для того чтобы бесплатно пользоваться таким набором, оборот по карте должен составлять более 40 тысяч рублей в месяц.
— А если меньше?
— Тогда можно выбрать наборы Gold и Сlassic. По набору Classic требования по оборотам значительно ниже: не менее 7 тысяч рублей в месяц при минимальном уровне остатков на счетах в банке в 100 тысяч. При этом все услуги, входящие в эти наборы, бесплатны.
— Вы сравнивали премиальный сегмент, на который вы ориентируетесь, с аналогичными предложениями других банков. Ожидания по доходам таких клиентов выглядят немного завышенными по сравнению с рынком, вам так не кажется?
— Возможно. Может быть, мы немного пересмотрим наши предложения, поскольку мы стремимся быть универсальным банком.
— Многие, кто заходит в ваши офисы, отмечают, что они скорее рассчитаны на ВИП-клиентов, владельцев бизнеса, чем на рядовых розничных клиентов. Вы планируете менять формат отделений, делать их более «легкими»?
— У нас есть офисы, которые были открыты до 2011 года, еще до принятия нашей стратегии. А новые офисы, открываемые сейчас, принципиально отличаются от предыдущих. У нас недавно появились два офиса, которые де-факто работают в новом формате: на Комсомольском проспекте и на улице Валовой. Также будут меняться офисы старого формата.
В новых отделениях изменена, если можно так выразиться, «хореография» офиса — условно говоря, это перемещения по нему клиента. Появились новые зоны обслуживания с учетом различных категорий клиентов. Основной задачей при организации пространства и создании дизайна интерьера новых офисов было убрать преграды при общении с посетителем, сделать офис максимально комфортным, персонифицированным.
Беседовала Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru
Редакция Банки.ру благодарит посетителей форума, оставивших вопросы Александру Базанову. Ответы на все вопросы можно прочитать здесь.