Эксперты предупреждают, что в ближайшее время в России разразится финансово-экономический кризис, вызванный общей негативной ситуацией в мире. На мировых рынках наблюдается реальное сокращение операций и падение котировок ценных бумаг. Российский рынок, разумеется, реагирует на то, что происходит в мире, и это вызывает опасения экспертов. Насколько справедливы их опасения? На этот и другие вопросы в интервью Banki.ru отвечает вице-президент Московского Индустриального Банка (МИнБ) Юрий ПТИЦЫН.
— Юрий Юрьевич, что происходит на мировых финансовых рынках, и чем это отзовется в России?
— На мировых рынках наблюдается реальное сокращение операций и падение котировок ценных бумаг. Российский рынок, разумеется, реагирует на то, что происходит в мире, однако фактических предпосылок для резкого снижения стоимости российских ценных бумаг нет: в стране продолжается рост производства, высокими остаются цены на нефть. Кроме того, мы видим, что деньги, полученные от продажи энергоресурсов, начали перетекать из нефтегазового сектора в другие отрасли экономики. Все это обеспечивает финансовую стабильность рынка.
— По данным Минпромэнерго РФ, промышленные показатели действительно растут. Но так ли это на самом деле?
— Безусловно. Московский Индустриальный Банк работает со многими промышленными предприятиями в разных отраслях экономики — строительстве, дорожном строительстве, военно-промышленном комплексе, пищевой, текстильной промышленности, связи и т. д. Мы не понаслышке знаем, как обстоят дела у наших клиентов, насколько востребована их продукция, какова реальная ситуация на предприятиях. И можем подтвердить, что отечественная экономика динамично развивается. Это позитивно отражается на деятельности банка. Вообще, хотелось бы отметить, что сегодня на финансовом рынке в выигрыше оказались те банки, которые не бежали за сиюминутной прибылью, стараясь как можно больше заработать на котировках ценных бумаг, а те, которые, как МИнБ, работали с субъектами реального сектора экономики.
Еще одним подтверждением промышленного подъема является то, что сегодня спрос на производственную недвижимость в стране значительно превышает предложение. Отчасти, это связано с тем, что многие предприятия выводятся из Москвы в область и другие регионы. Но в целом в стране пользуются спросом даже те производственные площади, которые еще недавно считались непривлекательными.
— Тем не менее, ухудшение ситуации на внешних рынках не может не привести к негативным тенденциям и у нас. Что самое страшное может произойти?
— Страшного ничего не будет. Возможно, произойдет уменьшение ликвидности банковской системы в целом, поскольку
И все же причин для паники нет, наоборот, даже в этом есть определенные «плюсы». Они в том, что нам придется больше опираться на собственные ресурсы, в том числе активнее привлекать средства от населения. Московский индустриальный банк уделяет этому вопросу очень большое внимание. У нас 164 филиала и отделения во всей европейской части России. Наличие разветвленной инфраструктуры создает конкурентные преимущества для привлечения средств физических лиц. Мы наблюдаем рост вкладов, и это очень важно.
— Неужели людей не пугают разговоры о возможном дефолте?
— Предпосылок для дефолта просто нет. Поэтому люди не боятся хранить деньги в банках, причем не только в рублях, но и в долларах, и в евро. Доля рублей в общем объеме вкладов увеличивается, но это идет не за счет диверсификации валют, а за счет увеличения самих вкладов. В этом году МИнБ ни разу не столкнулся с сокращением остатков средств на счетах населения.
— А как обстоят дела с внешними заимствованиями?
— Московский индустриальный банк привлекал и привлекает внешние средства в основном на техническое перевооружение и модернизацию производств наших клиентов. Эти заимствования имеют долгосрочную основу, так что не возникает необходимости единовременно возвращать крупные суммы. Наши клиенты возвращают кредиты равными платежами, причем из прибыли, которую получают от реализации своих проектов.
Да, есть банки, которые набрали краткосрочных кредитов, и у них возникли определенные сложности с возвратом. Все же я думаю, что ожидать их выбывания из российской банковской среды не стоит.
Еще раз подчеркну, что экономические показатели Российской Федерации достаточно устойчивы. А сокращение процентной ставки Федеральной резервной системы вызвало большое оживление на внутреннем фондовом рынке. Все это свидетельствует о том, что ситуация в стране благополучна.
— Не дестабилизирует ли ее такой фактор, как укрепление рубля? Хорошо ли, что рубль укрепляется по отношению к доллару?
— По этому поводу высказываются различные мнения. Некоторые экономисты достаточно обоснованно предупреждают, что укрепление рубля приводит к снижению конкурентоспособности российской продукции. Их оппоненты, к числу которых отношу и себя, заявляют, что укрепление рубля наоборот стимулирует рост российской экономики. И вот почему. Одной из самых острых проблем российской промышленности является старение и выбывание основных фондов. Отечественное производство нуждается в глобальной модернизации. А при высоком курсе иностранной валюты производить техническое перевооружение предприятий очень трудно. Но без этого невозможно повысить конкурентоспособность российской продукции. Поэтому реальное сокращение курса валюты по отношению к рублю, а также обещанная государством отмена таможенных пошлин на ввозимое оборудование для техперевооружения предприятий, позитивно отразится на всей отечественной экономике.
— Не мешает ли этим позитивным тенденциям продолжающийся рост инфляции в стране?
— Нынешняя инфляция не в состоянии остановить экономический рост. Пока она даже «подхлестывает» развитие отечественного производства. Обратите внимание: эффективность новых проектов сегодня особенно высока. Многие объекты вводятся в эксплуатацию с опережением графика, начинают работать, приносить прибыль. Это потому что специалисты понимают: затянут сроки строительства — подорожают материалы и оборудование.
— Почему же некоторые банки сокращают выдачу кредитов?
— Это касается, прежде всего, потребительских кредитов. И хорошо, если в данном секторе темпы роста кредитного портфеля замедлятся. Было время, когда кредиты раздавались направо и налево, без учета финансового состояния заемщика. Это могло спровоцировать кризис неплатежей.
В сфере кредитования юридических лиц картина другая. МИнБ, например, активно продвигает кредитование, в том числе и с привлечением средств иностранных банков. Недавно мы подписали соглашение с экспортно-импортным банком США с целью привлечь деньги для технического перевооружения нашей клиентуры. Срок действия договора — от пяти лет, а кредитные ставки намного ниже тех, что действуют на российском рынке. Более того, снижение ставки Федеральной Резервной системы делает этот проект особенно интересным для наших клиентов, так как условия их кредитования становятся еще более льготными.
— Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что в ближайшее время никакого финансово-экономического кризиса в стране не будет?
— Более того, его ожидание может затянуться на неопределенное время.
Беседовал Георгий ПАНОВ
Фото: пресс-служба Московского Индустриального Банка