Это не первый кризис, который Московский Индустриальный Банк (МИнБ) переживает вместе со страной. В 1998-м он выстоял. Пригодились ли уроки десятилетней давности в нынешней ситуации? На этот и другие вопросы Банки.ру отвечает вице-президент «Московского Индустриального» Юрий ПТИЦЫН.
— Юрий Юрьевич, как вы считаете, насколько тяжелым будет разразившийся кризис для финансовой системы страны в целом и для вашего банка, в частности?
— С моей точки зрения, нынешний кризис для финансовой системы не будет таким разрушительным, как в 1998 году. Хочу подчеркнуть, что к финансово-экономическим потрясениям и банки, и государство оказались готовыми гораздо лучше, чем в 98-м. А грамотные действия Центробанка позволили решить многие острые вопросы.
Десять лет для России — большой срок. За это время многое изменилось. Отечественная экономика окрепла, и наш «Московский Индустриальный Банк вырос во много раз. Так что масштабы деятельности совершенно другие.
Но базовую позицию мы сохранили. Почему МИнБ устоял в 1998-м?
Потому что мы не увлекались рынком ценных бумаг. Работали в реальном секторе, с реальными предприятиями. Хотя, казалось бы, играть на надувании «мыльных пузырей» было гораздо прибыльнее, чем поднимать экономику. Но именно работа с реальным сектором позволила нам — одному из немногих бывших государственных банков — сохраниться на рынке и укрепить свои позиции. Поэтому и сегодня мы чувствуем себя достаточно уверенно
— Какой политики придерживается Московский Индустриальный Банк при работе с физическими лицами?
— Мы больше привлекаем средства от них и гораздо меньше размещаем. Кредиты выдаем в основном работникам предприятий, на которых осуществляем зарплатные проекты. Таким образом, видим источник доходов наших клиентов, знаем, из каких средств кредиты будут гаситься. Кстати, и поэтому мы оказались готовы к кризису — набрали достаточный запас ликвидности, который нас выручил в октябре месяце.
— По стране прокатилась волна сокращений, которая в первую очередь затронула финансовые учреждения. Миновала ли она Московский Индустриальный Банк?
— Без сомнения, оптимизация банковской сети, особенно в условиях кризиса, процесс необходимый. Но мы хотим воспользоваться ситуацией не для сокращения, а для увеличения своих представительств в различных регионах России. В том числе и за счет покупки офисов и отделений у тех банков, которые в настоящее время испытывают большие финансовые трудности, или готовы прекратить существование. В «Московском индустриальном банке» сокращений не было. Более того, мы намерены увеличить количество работников, потому что намерены расширить объемы работы.
— От каких проектов и услуг в условиях кризиса банку пришлось отказаться?
— Что касается предоставления банковских услуг, то появились некоторые сложности по привлечению финансирования наших клиентов
Ни один зарубежный банк, с которым мы работаем, не отказался от своих обязательств. Непростыми для нас были октябрь и первая часть ноября прошлого года. А сейчас зарубежные банки заявляют, что готовы рассматривать новые проекты.
И мы этим преимуществом обязательно воспользуемся. Да, ситуация в финансовом секторе складывается непростая. Но при проведении взвешенной, грамотной политики, можно жить и развиваться даже в самые сложные времена. Нашему банку позволяет выстоять та консервативная политика, за которую нас, кстати, много ругали.
Нам в свое время говорили, что можно и нужно развиваться более активно. Однако мы всегда действовали, исходя и тех ресурсов и возможностей, которые есть. Мы не позволяли себе рисковать, потому что опирались на вклады россиян. И как показал кризис, эта политика оказывается верна. Мы всегда выполняли обязательства перед своими клиентами. И думаю, нас ожидает достаточно большой успех.
— Почему растет доллар?
— Прежде всего, произошел большой отток иностранного капитала из России. Десять лет иностранцы вкладывали в Россию, а потом начали спешно вывозить капитал. В этих условиях действия Центробанка считаю совершенно адекватными. Уменьшение стоимости рубля — это поддержка отечественной экономики, увеличение конкурентоспособности нашей продукции внутри страны. Это важно. Без сомнения, доллар растет и на инфляционных ожиданиях.
Если бы в нынешней ситуации при сокращении объемов производства у нас бы не произошло девальвации национальной валюты — это еще больше бы усложнило жизнь наших предприятий. Рост доллара может кому-то не нравиться. Но с глобальной точки зрения в нынешней ситуации эта мера необходима.
— Кризис — это время слияний и поглощений. Есть ли у Московского Индустриального Банка какие-то намерения в этом плане?
— Есть желающие присоединиться к нам. Поступает немало привлекательных предложений со стороны ряда финансовых организаций. Мы их тщательно рассматриваем с точки зрения экономической целесообразности.
Зачем покупать вместе с банком серьезные финансовые проблемы? В одном случае выгоднее совершить частичную покупку, в другом — полностью взять под контроль ту или иную структуру. Сейчас мы рассматриваем несколько конкретных предложений в плане поглощения. Думаю, скоро вынесем решения. А сливаться или продавать бизнес не собираемся.