На современном фондовом рынке большинство участников торгов пользуется личными кабинетами. Разберем, как организовано это виртуальное пространство для инвестора.
Инвестиции прямо с сайта
Сейчас сложно найти брокера, у которого бы не было собственного веб-сервиса. Но эта возможность появилась на рынке относительно недавно. Еще в середине 2010-х годов рядовому инвестору, чтобы совершить сделку, нужно было поставить отдельную программу с функционалом торгового терминала. Самым распространенным вариантом такого софта был тяжеловесный и недружелюбный QUIK, который изначально создавался под нужды трейдерских отделов банков.
Как вариант клиенту предлагалось совершать сделки по телефону через дежурного трейдера: с помощью кодового слова отдавать приказы на покупку или продажу стоимостью по нескольку рублей за каждый. Со временем появились облегченные версии QUIK и менее монструозные программы, а также веб-версии терминалов. Но и они представляли собой многотабличный трейдерский деск, что отвращало многих новичков от выхода на рынок ценных бумаг.
На сайте брокера под личным паролем в те времена, как правило, можно было только посмотреть список купленных активов и их текущую стоимость. Перемены начались с появлением защищенных личных кабинетов, созданных по образу и подобию банковских сервисов. Значительная часть современных инвестиционных кабинетов — это и есть подраздел на сайте банка, интегрированный с другими продуктами финансовой группы наряду с кредитами и депозитами. Такое решение, например, предлагают СберБанк и «Тинькофф», лидирующие по числу активных клиентов на Московской бирже.
Безопасность кабинета инвестора
Главное, что нужно знать о личном кабинете инвестора: он защищен от взлома настолько же основательно, насколько и любой другой сервис, поднадзорный Банку России. Базовой технологией для создания веб-версии брокера является Dynamic HTML. То есть личный кабинет — это, по сути, встроенная в сайт программа, которая находится на серверах самого брокера, и клиенту (а также потенциальному злоумышленнику) предоставляется только рабочее «окошко» с сильно ограниченным набором возможностей.
Второй важный момент в работе личного кабинета: все данные проходят через зашифрованный канал связи. Программа общается с клиентом посредством протокола HTTP/TLS. Это значит, что вся исходящая и входящая информация обязательно шифруется, что исключает перехват данных в принципе. Этот протокол является мировым стандартом для всех защищенных приложений, встроенных в сайты, и на данный момент он ни разу не был скомпрометирован.
Третья линия обороны — это пароль и логин, используемые при входе в личный кабинет и выдаваемые при регистрации. Сами по себе они еще не делают личный кабинет инвестора полностью приватным, но в комбинации с двойной аутентификацией (подтверждением входа по временному СМС-коду) дают 100% защиты от сторонних посетителей. Именно это позволило в свое время брокерам создать полноценные веб-сервисы с куплей-продажей активов и вводом-выводом денег. На всех этапах работы с ними деньги и активы клиента никак не соприкасаются с внешней интернет-средой.
В итоге сделки с ценными бумагами, совершаемые через интернет-банк, брокерский кабинет или любым другим способом, имеют одинаковый механизм исполнения. Денежные средства хранятся на счетах компании-брокера в банках, ценные бумаги — в электронных хранилищах (депозитариях и реестрах), а сделки проводятся на бирже. Участникам всей этой цепочки не принципиально, как именно клиент подает сигнал — с сайта, из приложения или по телефону.
Возможности личного кабинета
Все разделы в защищенной части сайта брокера можно разделить на торговые, сервисные и рекламные. Первые предполагают, что клиент может посмотреть, сколько у него активов в портфеле, какие именно, сколько они сейчас стоят, и при необходимости докупить или продать ценные бумаги, валюту или контракты. Это все те операции, что связаны с биржевой торговлей, то есть со сделками купли-продажи.
У наиболее продвинутых брокеров в личном кабинете есть список заявок на покупку и продажу ценных бумаг — так называемый биржевой стакан, что позволяет клиенту видеть ход торгов в режиме реального времени. Но чаще всего веб-сервисы обходятся упрощенной версией «окошка», где есть только лучшие предложения по покупке и продаже и возможность выставить лимитный ордер по принципу «купить не дороже» или «продать не дешевле» такой-то цены. Как правило, значительная часть инструментов недоступна в личном кабинете. Например, нельзя обменивать валюту лотами меньше 1 000 у. е. или покупать ETF за доллары и евро.
Сервисные разделы личного кабинета позволяют работать со счетами, отчетами, личной анкетой и другими документами. Например, там можно заводить и выводить средства на рынок, переносить их с одной биржи или фондовой секции на другую, просматривать выписки по последним заявкам и сделкам, оценивать размер удержанных налогов и комиссий, корректировать свои данные и реквизиты. У хороших брокеров этот раздел не должен быть лаконичным — чтобы клиент мог разобраться сам, например, с налоговыми вычетами и лишний раз не ходил в офис для сверки документов.
К рекламным разделам относится все, что связано с явной или скрытой продажей финансовых продуктов: инвестиционные идеи, стратегии, подборки акций, комментарии аналитиков и даже новости рынка — любая информация, которая склоняет клиента к более активной торговле. Для убежденных долгосрочных инвесторов это, вероятно, не самый полезный раздел. Однако стоит отметить, что аналитика от крупных и давно работающих на рынке брокеров, например БКС или «ВТБ Капитала», может реально влиять на котировки: выход свежих комментариев нередко двигает цены акций крупных компаний.
Стоит ли выбирать брокера по его личному кабинету
Сделки через личный кабинет — это, как правило, выбор инвесторов, которые покупают и продают редко. Кроме того, без посещения веб-сервиса зачастую невозможно заказать полноценный отчет для налоговой службы или повторно заверить личную анкету (по закону это делается раз в год), также нельзя подключить большой терминал. Поэтому подробный и удобный личный кабинет инвестора должен быть одним из критериев при выборе. Подробнее, что должен учитывать инвестор, при поиске для себя оператора фондовой биржи, мы рассказали здесь.
Оценить качество веб-сервиса брокера можно своими силами. Большинство инвестиционных банков и компаний сегодня позволяет открывать счета дистанционно и бесплатно. Есть и другой путь — посмотреть рейтинги личных кабинетов брокеров, составленные профессиональными исследователями, или довериться отзывам рядовых пользователей.
При этом стоит помнить, что личный кабинет — все же не полноценная замена терминалу. У разных брокеров синхронизация веб-сервиса с основными системами может происходить с задержкой или даже с ошибками. Например, регистрация заявки, а затем реальная покупка могут отобразиться на сайте лишь через несколько минут после того, как фактически был отдан приказ. Если не учитывать эту особенность, то можно случайно купить бумаг на большую сумму, чем у вас есть на счете, или случайно продать актив с кредитным плечом.
Евгения НОВИКОВА для Banki.ru
Остальные уроки по инвестициям вы можете найти в нашем разделе Обучение.