Мошенники подготовили ловушку для банковских клиентов в Skype

Дата публикации: 28.05.2020 20:45 Обновлено: 29.05.2020 08:37
11 299
6 Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Клиентка Альфа-Банка при попытке позвонить в кредитную организацию через Skype попала на мошенников, которые убедили ее перевести деньги на «специальный счет». В банке заявили, что коммуникаций с клиентами через Skype не ведут. Корреспонденту Банки.ру также удалось выйти на связь с владельцем подложного аккаунта и ознакомиться со схемой его работы.

Во время пандемии пользователь Arangkwa оказалась за границей. «Все началось с того, что я хотела перевести деньги в онлайн-банке с дебетового счета на счет кредитной карты, но ошиблась валютой во всплывающем окне и перевела не рубли, а тот же номинал в евро», — пишет клиентка Альфа-Банка. Пытаясь отменить операцию, она написала в чат, но проблему решить не смогла. Поскольку звонки из-за границы дорогостоящи, Arangkwa решила воспользоваться Skype. Она ввела в поиске номер Альфа-Банка и позвонила на первый аккаунт с логотипом кредитной организации и надписью «Дистанционное банковское обслуживание».

«Только вот там ответили мошенники, которые успешно и виртуозно… уговорили меня перевести сумму денег на другой счет, чтобы потом вернуть их мне на правильный. Я бы никогда в жизни не повелась на такую схему, если бы мне с таким предложением позвонил сам Альфа-Банк. Но тут звонила я сама — и звонила я по номеру «Альфы», — объясняет Arangkwa. Она успела сделать несколько переводов и поняла, что ее обманывают, когда пришло сообщение от банка о блокировке. В результате Arangkwa оказалась за границей с заблокированной картой: даже теми средствами, которые остались на счету, без перевыпуска карты воспользоваться она не могла.

В заблуждение клиента могла ввести новость о запуске канала связи в Skype в 2012 году — сейчас эта ссылка стоит на первой строчке при запросе «Альфа-Банк скайп» в «Яндексе». Однако новость была опубликована на сайте украинского Альфа-Банка и к российской кредитной организации отношения не имеет.

В пресс-службе Альфа-Банка подтвердили, что банк не ведет коммуникаций с клиентами через Skype и не имеет официального аккаунта в этом мессенджере. «В этом случае клиентка, по всей видимости, попалась на удочку мошенников, которые воспользовались тем обстоятельством, что через Skype можно звонить как на городской номер, так и на другой аккаунт Skype, и пользователю не всегда очевидно, куда именно он звонит», – сообщили в кредитной организации.

Банк, действительно, заблокировал карты и учетную запись клиентки в мобильном приложении, так как существует опасность, что мошенникам удалось узнать у нее данные для доступа к ее счетам. «Так как сейчас клиентка находится за границей и доступ к деньгам на счетах для нее жизненно необходим, банк дал ей возможность снять необходимую сумму через банкомат. После ее возвращения в страну она снова пройдет идентификацию, и банк перевыпустит для нее карты», — сообщили в пресс-службе.

Корреспондент Банки.ру провел эксперимент, набрав в поиске Skype номер Альфа-Банка +74957888878. Аккаунт «дистанционного банковского обслуживания Альфа-Банка» все еще активен. Спустя сутки после звонка представителя Банки.ру, владелец аккаунта перезвонил, представившись сотрудником Альфа-Банка. Вкратце разговор выглядел так:

Корреспондент Банки.ру: «Я сейчас нахожусь за границей, а срок действия моей карты прекращается в июне. Я до этого времени не смогу вернуться в Россию, чтобы прийти в отделение и ее перевыпустить. Какие у меня варианты?»

«Специалист банка»: «У вас на данный момент доступ к вашему онлайн-кабинету присутствует?»

Корреспондент Банки.ру: «Да».

«Специалист банка»: «СМС вы можете получать на ваш номер телефона?»

Корреспондент Банки.ру: «Да».

«Специалист банка»: «Я сейчас сделаю на основании вашего запроса собственный запрос. Мне нужно будет подключиться к специалисту, специалист меня перенаправит в другой отдел, где меня проконсультируют, как наиболее оптимально в вашей ситуации поступить. Если вам удобно, вы можете оставаться на линии?»

Спустя несколько минут ожидания

«Специалист банка»: «Мы вам рекомендуем обновить ваш текущий лицевой счет. Вы к нам позвонили через мобильный телефон или ноутбук?»

Корреспондент Банки.ру: «Через ноутбук».

«Специалист банка»: «На ноутбуке у вас чуть левее сердца будут два окна. Это share screen, или демонстрация. Дистанционное банковское обслуживание. Мне необходимо, чтобы все мои действия были запечатлены как на аудио, так и на видеосвязи, чтобы я полностью выполнил регламент банка…»

Корреспондент Банки.ру: «Зачем мне делиться своим видео?»

«Специалист банка»: «Смотрите, когда вы будете демонстрировать видео, вам нужно будет войти в онлайн-кабинет…»

На этом корреспондент Банки.ру завершила разговор. Спустя некоторое время с аккаунта перезвонили, представившись уже другим специалистом. Правда, с тем же самым голосом.

Евгения ОГУРЦОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

6
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Спасибо за статью. Дальнейшее исследование функций скайпа для звонка показало, что ошибиться можно не только при введении номера в поле поиска, но и при попытке набрать номер для платного звонка через скайп-аут. Скайп добавляет контакты в сохраненные не только тогда, когда вы пишете "сохранить контакт", но и если вы пользовались им неоднократно, совершали или отвечали на звонки (при желании можно экспортировать список контактов скайпа, в котором рядом с каждым контактом написано, почему он был добавлен в список, - и часть контактов - это импорт из других адресных книг и даже контакты, по которым вы звонили или на звонки которых отвечали). Если номер банка сохранен в ваших контактах, потому что вы уже звонили по нему через скайп-аут, то когда вы вручную набираете его для совершения звонка, под номером выпадают скайп-профили, в которых указан этот номер. Если человек, вместо того, чтобы нажать на кнопку "звонок" в нижней части программы, кликает на один из выпавших контактов (которые прямо под номером - то есть с точки зрения юзабилити значительно ближе), то он звонит не по телефону, а в профиль - то есть мошенникам. При этом во время самого звонка невозможно понять, звонишь ты бесплатно в чей-то профиль, или это звонок за деньги на номер телефона.
1

Arangkwa
28.05.2020 22:58
Еще одна статья на тему - с небольшим расследованием относительно других банков
0

orcus vulgaris
28.05.2020 23:50
Статья порадовала - в особенности изложением диалога с мошенником. Корреспонденту плюсик за компетентность и добросовестность, а то жертвы иногда так излагают свою трагедию, что не поймешь, была ли вообще схема.
0

SL/TP
29.05.2020 03:03
А что через поиск того же Гугла найти пару-тройку статей как сэкономить на связи (типа: "Сим-карты для путешественников: Как экономить на звонках и интернете за границей) и заранее выбрать лучшие варианты, то, извиняюсь, религия не позволяла?
0

граниT
29.05.2020 08:56
Я всегда подозревал, что Скайп это дурацкое поделие. А так ничего нового, типовая схема мошенничества, неоднократно описанная в отзывах НР, с типовыми маркерами: "а давайте переведём деньги на безопасный счёт"(ранее - входящие звонки с поддельных номеров от "сотрудников служб безопасности" и "предоставьте доступ к экрану своего устройства"(ранее - использовали Тимвивер).
0

Обучение

Материалы по теме