Частные инвесторы пожаловались в Госдуму на одного из старейших российских брокеров — компанию «Норд Капитал». Они подозревают ее в участии в мошеннической схеме и намерены добиваться отзыва лицензии. Участники рынка говорят, что это прецедент, и опасаются, что может пострадать бизнес других компаний.
Представитель инициативной группы инвесторов Дмитрий Солопов рассказал Банки.ру, что в сентябре 2011 года обратился в компанию «Норд Капитал» и заключил договор с офшорной структурой Nord Capital (NC) Financial Advisory Services (Британские Виргинские острова). Обе компании, по его словам, контролировались Яковом Шляпочником. В результате деньги так и не вернули, а компания была обанкрочена. «Сейчас нас восемь человек, мы оцениваем свои потери в 5 миллионов долларов. Но думаю, что сумма требований возрастет по мере того, как к нам будут присоединяться другие пострадавшие», — говорит Солопов.
«Мы хотим понять, что с нашими деньгами: если они украдены, то их должны вернуть, а компания «Норд Капитал» должна признать свою вину и у нее должны отозвать лицензию», — говорит он. В ближайшее время Солопов и другие инвесторы Nord Capital намерены обратиться Национальную ассоциацию участников фондового рынка (НАУФОР), чтобы обсудить эту ситуацию.
В НАУФОР сообщили, что проводят проверку в отношении «Норд Капитала», однако отказались раскрывать ее подробности. Проверка инициирована после того, как в организацию обратился депутат Госдумы Николай Антошкин. В своем письме (есть в распоряжении Банки.ру) он сообщил, что просит проверить причастность компании «Норд Капитал» к противоправным действиям. Беспокойство депутата вызывает то, что инвесткомпания снова начала привлекать средства физлиц. Если подозрения подтвердятся, то брокера могут исключить из числа участников саморегулируемой организации. А это уже грозит отзывом лицензии.
Как сообщили в НАУФОР, с начала года СРО провела 122 проверки своих участников, в том числе по жалобам граждан. Две компании были исключены из НАУФОР. В частности, на этой неделе была исключена ИК «Сумма Капитал». Как следует из официального сообщения, компания не уведомила об изменении своего местонахождения и не предоставила актуальных данных о себе.
В «Норд Капитале» отрицают свою связь с Nord Capital и заявляют, что никогда не имели филиалов в США и не работали через Британские Виргинские острова. «За весь период работы «Норд Капитала» ни одного обращения в компанию по поводу невыполнения обязательств не зафиксировано. В отношении «Норд Капитала» и его сотрудников никогда не возбуждались уголовные дела, не предъявлялись исковые требования со стороны клиентов или иных контрагентов в рамках оказания услуг за все время существования и ведения активной профессиональной деятельности», — говорится в официальном сообщении компании. Ее представитель Илона Шиллер также заявила, что бывший учредитель Яков Шляпочник сейчас не имеет отношения к бизнесу «Норд Капитала» и не входит в число акционеров компании.
Три года назад в офисе компании проводили обыски сотрудники правоохранительных органов, расследовавшие дело о мошенничестве в особо крупном размере. Заявление подал один из частных инвесторов, который доверил крупную сумму Nord Capital. А в 2014 году Национальная фьючерсная ассоциация (NFA) запретила Nord Capital и ее акционеру Якову Шляпочнику оказывать услуги инвесторам на американском рынке и заключать сделки. Это решение было принято после того, как в NFA пожаловались несколько пострадавших инвесторов. Один из них обвинил компанию в мошенничестве: якобы он передал в управление Nord Capital крупную сумму, но вернуть ее ему отказались, сославшись на то, что деньги были вложены в неликвидные бумаги.
Группа инвесторов во главе с Дмитрием Солоповым также намерена обратиться в правоохранительные органы. Он сообщил, что пострадавшие от Nord Capital готовятся создать общество защиты прав частных инвесторов. В планах новой организации — добиться запрета для российских брокеров заключать с частными лицами договоры от имени офшорных компаний. «Нужно это запретить, потому что люди не понимают, что их «кидают», и если они подписывают договор с такой компанией, то никто не будет защищать их по английскому праву. На самом деле компания банкротится, а потом не найти ни активов, ни собственников», — пояснил Солопов.
Участники рынка считают, что реализовать запрет на привлечение граждан в офшоры будет сложно. «Российские частные инвесторы имеют по закону право вкладывать в иностранные бумаги и подписывать соглашения с любыми зарубежными брокерами», — говорит генеральный директор ИК «Фридом Финанс» Тимур Турлов. Кроме того, по его словам, многие российские брокеры сотрудничают с западными компаниями, поскольку их клиенты часто заинтересованы в том, чтобы иметь счета за пределами страны. «Это в основном связано с ограничениями в российском законодательстве, которое, например, запрещает покупать неквалифицированным инвесторам акции Apple», — поясняет Турлов.
Топ-менеджер другой инвестиционной компании анонимно выразил опасения относительно того, что такое ограничение ударит по бизнесу большинства участников. «Это распространенная практика, когда в офисе российского брокера вы подписываете соглашение с иностранной структурой. Все крупные игроки строили бизнес именно так», — отмечает он. Если ввести запрет, то, по его словам, инвестору придется платить двойную комиссию: и российскому брокеру как агенту, и западной компании.
Проблема, считает Турлов, не в офшорах, счета в которых есть у многих вполне респектабельных крупных фондов, а в конкретных мошенниках. Нужно бороться с ними, а не вводить новые ограничения для российских инвесторов.
Альберт КОШКАРОВ, Banki.ru
Комментарии
Неквалифицированные инвесторы могут купить акции Apply, в том числе через иностранную биржу и на внебиржевом рынке, т.к. бумага допущена к торгам российским организатором торговли (СПБ биржей).