Росфинмониторинг совместно с Банком России готовит механизм реабилитации банковских клиентов, по ошибке попавших в черные списки. Об этом «Известиям» сообщили в Росфинмониторинге.
«Идет проработка механизма реабилитации совместно с Центральным банком РФ, — сообщили в Росфинмониторинге. — Есть жалобы, на них реагируем, есть попытки привлечь Росфинмониторинг в суды в качестве третьей стороны».
С августа вступило в силу положение ЦБ 550-П, разъясняющее порядок отказов в выполнении распоряжений клиента об операциях. С тех пор как в ЦБ, так и в другие органы (Роспотребнадзор и аппарат финансового омбудсмена) поступают жалобы от клиентов, у которых банки заблокировали средства без объяснения причин. Отказы зафиксированы не только в переводе или выдаче денег, но даже в приеме денег во вклад. Клиенты, оказавшиеся под подозрением банков, попадают в базу данных Росфинмониторинга. Многие оказываются в этих черных списках ошибочно, притом что механизма исключения из них пока не существует. Росфинмониторинг и Банк России сейчас решают, как амнистировать таких клиентов.
Однажды попав в список недобросовестных клиентов, из него фактически невозможно быть исключенным, сказал газете финансовый омбудсмен Павел Медведев. Он отметил, что больше всех страдают физические лица, поскольку, даже сменив фамилию, имя и отчество, гражданин все равно остается в базе данных Росфинмониторинга со всей историей изменений. Юрлицам проще, так как компанию можно закрыть и создать новую.
В ЦБ заверили, что там очень внимательно рассматривают каждую жалобу на отказы банков в открытии счетов или проведении трансакций. Банк России в обязательном порядке запрашивает объяснения кредитных организаций. По информации регулятора, эта работа уже принесла результаты.
«Банк России проводит работу с кредитными организациями, разъясняя, что наличие информации об отказе конкретному клиенту — причина не отказывать, а дополнительно изучить клиента», — сообщили в ЦБ.
Однако дополнительное изучение клиента, особенно в течение длительного времени, также может стать причиной финансовых потерь.
По мнению аналитика «Эксперт РА» Юрия Беликова, механизм реабилитации должен предполагать постконтроль операций, который позволит разобраться в источнике доходов, назначении платежа, цепочке контрагентов. Если в результате выяснится, что операция имеет экономическое обоснование, должна быть возможность исключить клиента из черного списка.
«Реабилитация клиента совершенно необходима. Есть положение ЦБ 375-П, по которому операции классифицируются как сомнительные. Большинство признаков там таковы, что на их основе почти любую операцию можно отнести к сомнительным и загнать клиента в черный список», — сказал он.
Проблема отказов клиентам банков в операциях из-за черного списка ЦБ и Росфинмониторинга привела к появлению новых игроков — «разблокировщиков». За вознаграждение они обещают компаниям и гражданам, попавшим под подозрение в нарушении антиотмывочного закона (115-ФЗ), разблокировать счета, вернуть деньги и даже исключить из черного списка. Речь идет лишь о попытке мошенников заработать на волне паники вокруг массовых блокировок, пишет «Коммерсант».
07.11.2017 09:57
Комментарии
Банк ошибся !
Убытки у клиента ((((
Решение простое: нет уголовного дела, нет в списке, с банка штраф в виде, например, 10 % от заблокированной суммы.
Ворон ворону глаз не выклюет. ©
Клиент ошибся когда выбирал банк, который ошибся