Агентство по страхованию вкладов (АСВ) разъяснило ситуацию с возвратом депозитов в банки, которые впоследствии обанкротились.
«АСВ подает иски только в случае обнаружения фактов предпочтительного удовлетворения требований одних кредиторов в ущерб другим и действует в интересах абсолютного большинства вкладчиков и других кредиторов. При этом агентство не оспаривает действия добросовестных вкладчиков», — пояснили в АСВ.
Как заявили в агентстве, снятие вкладчиком средств со своего вклада накануне отзыва лицензии в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является случаем предпочтительного удовлетворения требований отдельного кредитора несостоятельного должника. Такая сделка при наличии предусмотренных законом оснований, по данным агентства, может быть признана недействительной.
«Закон не предусматривает признания недействительными абсолютно всех совершенных в пределах месяца до даты отзыва у кредитной организации лицензии сделок, направленных на удовлетворение требований их кредиторов. Основания недействительности имеются только у сделок, выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности, которая сформирована судебной практикой. Как наиболее частый признак выхода сделки за такие пределы выступает ее совершение в условиях явной фактической неплатежеспособности банка, при которой банк не исполнял требования других кредиторов. Стандартные операции, например, снятие поступившей на счет клиента банка заработной платы и т. п., агентство не оспаривает», — отметили в АСВ.
Все вклады на Банки.ру
Между тем в случае признания Арбитражным судом сделки недействительной кредитор (гражданин) должен вернуть банку полученные денежные средства, при этом обязательства банка перед кредитором восстанавливаются, т. е. он на возвращенную сумму становится вновь кредитором первой очереди и вправе претендовать на выплаты, как все кредиторы первой очереди, пропорционально.
Если общий размер обязательств банка перед гражданином по договорам банковского вклада был меньше суммы страховой выплаты (1,4 млн рублей), то снятие им средств со вклада не оспаривается.
Ранее газета «Коммерсант» сообщила, что АСВ начало массово оспаривать снятие денег вкладчиками обанкротившихся банков и взыскивать с них средства. При этом, как отмечает газета, добросовестность граждан роли не играет. Так, в рамках банкротства Военно-Промышленного Банка (ВПБ) АСВ подано более 150 исков об оспаривании предбанкротных сделок банка, из них около 50 требований заявлено к вкладчикам —физическим лицам. Иски поданы АСВ спустя год и более после снятия гражданами средств.
Такая практика вызывает социальную напряженность и ведет к неоправданному росту судебных издержек АСВ, считают эксперты.
В этой связи в АСВ заявили, что в ходе проведения проверок по выявлению в Татфондбанке и ИнтехБанке сделок, имеющих признаки недействительности, было обнаружено значительное количество сомнительных операций по снятию физическими лицами денежных средств со своих счетов, имеющих признаки предпочтительного удовлетворения требований отдельных кредиторов в ущерб другим. Сделки, имеющие признаки недействительности, были выявлены также в ВПБ. Агентством подано 39 заявлений об оспаривании сделок по предпочтительному снятию физическими лицами наличных денежных средств через кассу данного банка в ущерб другим кредиторам.
«Работа по оспариванию сделок по предпочтительному удовлетворению требований является обязанностью АСВ, предусмотренной законом и поддерживаемой судами всех инстанций практикой. Следует отметить, что в банках имело место беспрецедентное по объему дробление крупных вкладов и остатков по счетам юридических лиц, проводившееся в том числе через кассы. В общей сложности массовые схемные операции проводились в более чем 150 кассах банков, в них участвовали сотни физических лиц и было задействовано более тысячи их лицевых счетов», — говорится в сообщении агентства.
Комментарии
Если общий размер обязательств банка перед гражданином по договорам банковского вклада был меньше суммы страховой выплаты (1,4 млн рублей), то снятие им средств со вклада не оспаривается.
Всё просто.
но если, там такого прописано не было, то подобные сегодняшние претензии АСВ к вкладчикам, это издевательство. потому что вкладчик, руководствуется законом ССВ, а законов "о банкротстве" и дел арбитражных судов, вкладчики не знают. и знать - не должны! т.к. в банковской системе, они выступают в роли обычных потребителей. и банки для них, это тоже самое, что и обычный магазин.
следуя логике АСВ и закона "о банкротстве", в случае чего, при банкротстве магазина, у покупателей, оплативших и забравших своей товар, его тоже можно отбирать! а деньги отдавать, по возможности, из общей конкурсной массы.
этот закон "о банкротстве" меня уже злит! его не довели до ума и запустили, как бешеный неуправляемый комбайн, который молотит без разбору всех и вся.
этот закон не делает различия между профессиональными юр лицами и фин. неграмотными физ. лицами.
он не делает различия, между теми, кто участвовал в сделки с лицом банкротом, по предварительному с ним сговору, кто знал о предстоящем банкротстве и теми, кто не знал и не мог узнать предстоящем банкротстве и злых умыслах банкрота, и являлся законопослушным приобретателем, контрагентом!
уже есть много случаев, когда физ лица, опасаются покупать недвижимость у лиц, заподозренных ими в банкротстве. потому что по рынку ходят слухи, что купленную у банкрота недвижимость, могут отобрать!
Позвольте два уточнения. Откуда уверенность в том, что вкладчик руководствуется законов о ССВ? Может быть многие вкладчики и не заглядывают на сайт АСВ с целью ознакомиться с законом, а руководствуются лишь тем, что банк удобно расположен, там предлагают хорошую ставку и вежливое обслуживание. Кстати, последнее как раз доказывает ту ситуацию, что в банках очень много превышенцев. То есть законом о ССВ они, получается, не руководствуются.
И второе: незнание законов не освобождает от ответственности. То есть человек, конечно же, не должен знать всех законов страны, но соблюдать их обязан.