Изменение бюджетного правила для выполнения майского указа президента может стать альтернативой повышению налогов, считает экс-замглавы Минэкономразвития, зампред правления ВЭБа Андрей Клепач.
«Восемь триллионов рублей практически идут все из бюджетного правила, то есть надо его модифицировать», — сказал Клепач РИА Новости.
Президент РФ Владимир Путин после инаугурации 7 мая подписал новый майский указ, определяющий основные направления развития экономики и социальной сферы до 2024 года. Для его реализации потребуется дополнительно 8 трлн рублей бюджетных расходов. В настоящее время власти обсуждают источники финансирования этих расходов, среди возможных вариантов называются в том числе повышение налогов и увеличение заимствований.
Кроме того, первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов на прошлой неделе на ПМЭФ анонсировал создание в 2019 году на шестилетний срок государственного фонда финансирования инфраструктурных проектов объемом 3% ВВП, который будет инвестировать в инфраструктуру, привлекая заемные средства.
В свою очередь председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин на ПМЭФ в очередной раз предложил повысить цену отсечения бюджетного правила с нынешних 40 до 45 долларов за баррель. Кроме того, по его мнению, у Минфина есть возможность нарастить госдолг на 5—7 процентных пунктов к ВВП за шесть лет.
«Если бюджетное правило модифицировать, как предлагал Кудрин, с 40 до 45 долларов, то при относительно стабильном курсе рубля к доллару к 2024 году получается примерно от 4 с лишним до 5 триллионов рублей», — подсчитал зампред ВЭБа.
Недостающую до 8 трлн рублей сумму можно изыскать, повысив налоги или нарастив займы, полагает Клепач.
Силуанов уже заявил, что повышения налоговой нагрузки правительство не планирует, речь идет лишь о «донастройке» системы. Вместе с тем газета «Ведомости» в понедельник со ссылкой на источники написала, что власти обсуждают повышение НДС до 20% с нынешних 18%.
Это даст им 2 трлн рублей для выполнения майского указа Путина.
28.05.2018 11:11«Возможно, не удастся избежать повышения налогов… Вариант, который, я думаю, наиболее вероятен, — это все-таки повышение НДС, потому что эта дополнительная нагрузка ляжет на население, не на бизнес, а значит, негативный инвестиционный эффект от этого шага ограничен», — не исключил Клепач, подчеркнув, что он не участвует в налоговых дискуссиях правительства.
Интересной назвал Клепач и инициативу по созданию инфраструктурного фонда, хотя она и не нова, отчасти она уже обсуждалась применительно к инфраструктурной ипотеке, но не была реализована.
«Идея в бюджете обособить на каком-то счете деньги, которые на финансирование в данном случае указов и инфраструктурных проектов, тоже, на мой взгляд, достаточно правильная, и она не является принципиально новой, потому что в свое время опять же после нескольких лет споров с Алексеем Леонидовичем (Кудриным, который в то время возглавлял Минфин. — Прим. ред.) был создан в свое время Инвестиционный фонд со счетом в бюджете, который потом похоронили», — напомнил главный экономист ВЭБа.
По мнению Клепача, дополнительные расходы на инфраструктуру, на которые Минфин будет занимать средства, должны быть возвратными, строго целевыми и лежать на отдельном счете в Казначействе, чтобы не было возможности потратить их на текущие нужды. Сами инфраструктурные проекты должны тщательно отбираться и быть окупаемыми в течение 10—15 лет, считает он.
«Плюс у нас есть возможность определенную часть нефтегазовых доходов в рамках существующего бюджетного правила отправить в такого рода проекты в Фонде национального благосостояния», — напомнил Клепач.
Комментарии