В спецпроекте «О детках и монетках» портал Банки.ру учит, как через сказку объяснить ребенку основные финансовые термины и принципы работы банковских продуктов.
Литературные произведения мини-формата мы взяли из специального раздела на сайте ЦБ РФ, ведь кому, как не регулятору, знать, чем заинтересовать малышей-банкирят.
«Если б мне платили каждый раз,
Каждый раз, когда я думаю о тебе…»
(эпиграф)
Сказка о монетках (Т.В. Грекова)
Жили у Алеши в кошельке восемь монет: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей. Сначала монетам было очень весело и интересно, они рассказывали друг другу, где побывали и на какие товары их меняли, но со временем, когда все истории были пересказаны уже по нескольку раз, монетки загрустили.
Начало этой сказки само наводит на мысль о том, чтобы научить малыша считать монетки (попозже можно и купюры), а младшекласснику рассказать, деньги какого номинала существуют в России, как они выглядят и как распознать подделку. Кстати, здесь на помощь тоже придет специальный раздел с картинками на сайте ЦБ РФ про банкноты и монеты.
Однажды солнечным утром монета 2 рубля предложила:
— А давайте укатимся из кошелька и опять будем путешествовать?
— Нет, — возразила ей монета 10 рублей, она была самая старшая и мудрая, — это будет нехорошо, ведь Алеше нас подарили. Если мы все укатимся, то он подумает, что потерял нас, и расстроится. Давайте сделаем вот что: мы будем исчезать по одной, по очереди, а вместо себя оставлять для Алеши подарки.
— Здорово ты придумала! — восхитилась монетка 5 копеек.
— Я даже знаю, что Алеше можно подарить. Он как-то рассказывал, что ему очень нравится ручка с синими кристалликами из магазина напротив.
Здесь затронута крайне тонкая тема — денежные подарки ребенку. Психологи считают, что, например, за хорошие оценки в школе деньги давать не стоит, а вот за помощь родителю при наличии нужных навыков у ребенка — можно. Кстати, дети младшего возраста подарки в денежном эквиваленте не оценят, просто не поймут. Для более старших же детей любой вид задаривания (будь то игрушки или деньги) — это зачастую попытка родителя откупиться за недостаточное внимание сыну или дочке. Так что подобные темы, прочтенные детям в сказках, могут стать неплохим поводом для обсуждения самого заветного подарка (вдруг это не iPhone, не PlayStation и не очередной робот-трансформер или кукла Барби, а просто целый день с мамой?).
Все монетки с радостью поддержали эту идею, только они никак не могли решить, кто же первым покатится в магазин. Сколько стоит ручка с кристалликами, они не знали, поэтому каждая думала, что именно ее можно обменять на эту ручку.
— Я буду первая! Нет, я! — кричали и спорили они.
Мудрая монета 10 рублей опять пришла на выручку. Она предложила:
— Пусть первой катится в магазин и попробует обменяться на ручку с кристалликами самая младшая монетка.
— А кто у нас самый младший? — заволновались монетки.
— Ну вот! Спорили, кричали, а самого главного-то и не знаете, — усмехнулась монета 10 рублей.
— Самая младшая — это монетка 1 копейка, дальше идет 5 копеек, потом 10 копеек и, наконец, 50 копеек. Монетка 50 копеек — самая главная. Но только среди монеток-копеек! А дальше идут монеты-рубли: 1 рубль, 5 рублей и, конечно, я — монетка 10 рублей. Я самая старшая и главная из всех монет.
— Значит, я самая старшая среди монеток-копеек?! — загордилась монетка 50 копеек.
— Среди копеек-то ты старшая, но я главнее тебя, потому что я — монета-рубль, — сказал 1 рубль.
— А ну-ка, монеты, стройтесь по порядку! — скомандовала монета 10 рублей.
Монетки покатились и встали в шеренгу: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей.
Деткам постарше можно объяснить, как именно появляются деньги (хотя бы в России): монетки чеканит Монетный двор, банкноты печатает Гознак, а за количество денег в обращении отвечает Центральный банк РФ. Подросткам расскажите, что иногда некоторые деньги пропадают (выходят из обращения), а другие появляются. Про деноминацию разговор лучше отложить до старших классов.
— Молодцы! — похвалила монета 10 рублей и встала последней как самая старшая.
— Теперь вы поняли, кто из нас самая младшая и покатится в магазин первой? — спросила монетка 10 рублей.
— Еще бы! Конечно, понятно! Первой покатится монетка 1 копейка! — почти хором прокричали монеты.
Счастливая монетка 1 копейка укатилась, а остальные монеты, позвякивая, стали ждать.
Монетка 1 копейка вернулась довольно быстро.
— Ну что? — обступили ее монеты.
— Я не смогла обменяться на ручку. Я одна ни на что не смогла бы обменяться в этом магазине, — расстроилась монета 1 копейка.
— Ничего страшного, — успокоила ее монета 10 рублей. — Вспомни, ведь ты и раньше не обменивалась на товары одна, а всегда в компании.
— Точно! — обрадовалась монета 1 копейка. — Я так долго пролежала в кошельке, что уже и забыла.
Теперь в магазин покатились вместе монета 1 копейка и следующая за ней монета 5 копеек. Однако и они вскоре вернулись.
— Опять не хватает, — разочарованно протянули они.
Они взяли с собой следующую по очереди монету 10 копеек и покатились вместе.
— Нас слишком мало, — сказали они вернувшись.
Тогда с ними покатилась и самая главная из монет-копеек — монетка 50 копеек. Уж она-то не сомневалась, что вместе с ней они обязательно обменяются на ручку с кристалликами!
Когда и они вернулись, монета 10 рублей решила уточнить, сколько же стоит эта ручка из магазина напротив. Оказалось, что монеты-копейки не очень хорошо умеют считать, поэтому не поняли, что написано на ценнике.
— Да... — неодобрительно покачала головой монета 10 рублей. — Что же, 1 рубль, отправляйся и ты с ними!
Иногда даже студенты не знают, сколько стоят самые простые продукты (если они живут не в общежитии, конечно, — тут хочешь не хочешь, а узнаешь). Все дело в том, что, когда холодильник наполняют в основном только родители, ребенок зачастую не в курсе реальной стоимости продуктов. Поэтому крайне полезно с детства выбирать в магазине товары вместе с малышом. Сначала просто объясняя, что это за продукт, из чего делается и для чего используется (подобная интересная игра заодно убережет ваш кошелек от скупки половины магазина по просьбе ребенка). Чем старше ребенок, тем больше информации можно ему давать, и к средним классам уже даже отслеживать изменение стоимости товаров и искать вместе товары-аналоги подешевле. Подобные «супермаркетовые» уроки будут особенно хорошо сочетаться с финансовыми игрушками дома.
С монетами-копейками покатились монеты 1 рубль, потом 2 рубля и 5 рублей, но и они не смогли обменяться на желаемую ручку.
— Ладно, давайте и я с вами покачусь — разберемся, что к чему, — решила монета 10 рублей, и они, блестя на солнце боками, покатились в магазин.
— Вот! Вот эта ручка с синими кристалликами! — закричали монеты, остановившись у витрины.
— О-о-о, опять вы... — лениво протянула ручка. — Моя цена — 18 рублей 66 копеек. Сначала посчитайтесь как следует, потом приходите. Не дергайте меня зря.
— Монетки, становись по порядку и давайте считаться! — скомандовала монета 10 рублей.
Монетки построились, посчитались и выяснили, что их сумма — ровно 18 рублей 66 копеек.
Как известно, в сказках всегда счастливый конец. Но в жизни нередко бывает иначе и сложнее. На этом примере донесите до ребенка идею, что на многие желанные вещи придется копить. Накопление, составление бюджета и организация разумных трат — это часть детского финансового плана. Не нужно бояться знакомить ребенка с миром денег и экономии с самого раннего возраста.
Все обрадовались! Ручка была рада, что ей больше не придется лежать без дела и у нее появится хозяин — мальчик Алеша, а монетки — что они опять начнут путешествовать.
Монетки объяснили ручке, где живет Алеша, а сами, довольные, покатились в кассу магазина, договорившись как-нибудь встретиться и рассказать друг другу о своих новых приключениях.
...Когда Алеша вернулся из школы, он нашел пустой кошелек, а рядом — красивую ручку с синими кристалликами. Он понял, что это монетки сделали ему подарок, и был очень доволен.
Комментарии