Апрельское исследование The Financial Times и аналитического центра Brookings показывает, что для глобальной экономики наступил период «синхронного замедления». Полный текст исследования размещен на сайте Brookings.
Индикаторы настроений субъектов экономики и базовые статистические показатели ухудшаются. Пока речь не идет о наступлении рецессии, однако темпы глобального экономического роста снижаются, и этот процесс сложно обратить вспять. Значимое влияние на негативные показатели оказывают геополитическая неопределенность и торговые войны.
В странах с развитой экономикой, констатируют авторы отчета, сохраняется высокий уровень госдолга. Это препятствует применению налоговых и бюджетных методов стимулирования роста экономики. В США снижаются темпы роста таких базовых показателей, как занятость и розничные продажи. В конце марта эксперты обратили внимание на инверсию кривой доходности в госбумагах США: доходность трехмесячных казначейских векселей США впервые с 2007 года превысила ставки по десятилетним гособлигациям. Это, как в 2018 году указывали авторы исследования Федерального резервного банка Сан-Франциско, может быть индикатором предстоящей экономической рецессии.
Темпы экономического роста в Европе снижаются вслед за экономикой Германии, которую авторы называют «локомотивом еврозоны». 31 января Министерство экономики и энергетики Германии резко сократило прогноз по росту экономики страны с 1,8% до 1% в 2019 году, связав это с последствиями Brexit и торговыми конфликтами США и Китая. Еврокомиссия оказалась менее пессимистична, но прогноз по росту немецкой экономики также снизила, с 1,8% до 1,1%. По сравнению с ноябрьским прогнозом в феврале Еврокомиссия понизила оценки роста в 2019 году всех экономик еврозоны, кроме Греции и Мальты. Прогноз по росту ВВП всей еврозоны понижен с 1,9% до 1,3%.
В целом Brookings выделяет три основных фактора, угрожающих мировому экономическому росту. Первый — потеря импульса роста в развитых экономиках, что окажет прямое влияние на объемы импорта и трансграничные потоки товаров. Второй — ухудшение потребительских настроений и индексов делового климата, ведущее к снижению спроса и падению инвестиций в производственный капитал. Третий фактор — геополитические риски, в том числе рост популизма.
Замедление темпов роста будет характерно в 2019 году и для российской экономики. В январе Международный валютный фонд понизил прогноз по росту российской экономики в 2019 году до 1,6% и в 2020-м — до 1,7%. До этого, в октябре, рост ВВП России оценивался в 1,8% в 2019 и 2020 годах. Прогноз Всемирного банка по росту ВВП в России в 2019 году снизился с 1,5% до 1,4%. В правительстве, в свою очередь, в 2019 году запланировали рост на 1,3%.
Комментарии
Представляется, что и товарищи из Брукинса здесь бегут впереди паровоза. Пока есть консенсус-прогноз, что мировой ВВП в 19 году замедлит темпы роста (США, Германия, Китай в т.ч.). Ну и прибыли американских компаний за 1 квартал покажут минус г/г. (увидим уже на этой неделе (сначала биг файв американских банков, следом остальные)). Вот примерно через месяц-полтора по итогам отчетности и на основе прогнозов самих компаний на 19 год и можно более-менее корректно составить прогноз.
А пока все индикаторы (кроме прогноза по ВВП) не показывают ничего страшного. Опережающие индикаторы, безработица в САШ и ЕС в целом, потребительское доверие, PMI, прочие числом около 30 - в норме. И даже отрицательного тренда не сформировалось.
Так что, через месяц, господа. Через месяц.