Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, предлагающий отменить обязательный аудит для субъектов малого предпринимательства. Документ был инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Законопроектом предлагается повысить финансовые критерии обязательного аудита, предусмотренные федеральным законом, соответственно: по выручке с 400 млн до 800 млн рублей; по сумме активов бухгалтерского баланса — с 60 млн до 400 млн рублей. Эта мера позволит освободить от обязательного аудита субъекты малого предпринимательства, то есть снизить в отношении них финансовое и административное обременение, говорится в пояснительной записке.
Также законопроект предусматривает уточнение определения Кодекса профессиональной этики аудиторов, обеспечивающее полное раскрытие содержания данного документа, а также установление, что основой разработки Кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций является Кодекс профессиональной этики, принимаемый Международной федерацией бухгалтеров.
Комментарии
Т.Е. В ЦЕЛОМ ПОЛНОСТЬЮ ВЫВЕСТИ МАЛЫЙ БИЗНЕС В ТЕНЕВОЙ СЕГМЕНТ И БЕЗЗАКОНИЕ?!
ибо 90% организаций не имеют активов от 400 млн. по бух. балансу
и 70% малого бизнеса в годовом выражении вообще не дотягивают до 400 млн.
Пересмотр критериев обязательного аудита не будет способствовать «обелению» малого бизнеса, переходу к качественному налоговому планированию вместо уклонения от уплаты налогов, стремлению российских компаний представить прозрачную отчетность.
Утверждение, что повышение численных показателей для аудита позволит снизить финансовое и административное обременение на субъекты малого предпринимательства, ошибочно. Критерии обязательного аудита не имеют прямой логической связи с требованиями для субъектов малого и среднего бизнеса.
Также существует риск в том, что механизмы оздоровления экономики и превентивные обязательные меры, направленные на повышение эффективности предприятий, будут ликвидированы. Различного рода злоупотребления и нарушения законодательства, которые раньше с помощью замечаний аудиторов предотвращались и устранялись при работе с малыми предприятиями, в том числе по закону N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выйдут из зоны контроля аудиторов, и, соответственно, из зоны возможной пользы как для предприятий, так и для государства.
При существенных пробелах корпоративного законодательства и слабом контроле в корпоративном управлении, в большинстве случаев, только независимая аудиторская проверка становится механизмом обеспечения прозрачности финансовой отчетности организации и сдерживающим фактором для менеджмента.
В настоящий момент, в России установлены высокие количественные критерии для обязательного аудита. Поэтому целесообразно их пересматривать в сторону снижения. Особенно, если исходить из международной практики, где требования, предъявляемые к проведению обязательного аудита по размеру выручки, активу баланса и количеству работающих, значительно ниже предлагаемых в законопроекте.