ВШЭ отмечает улучшение потребительских настроений россиян

Дата публикации: 21.04.2021 17:49
2 929
Время прочтения: 3 минуты
Источник
Banki.ru

Потребительские настроения населения России в I квартале 2021 года улучшились. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) увеличился на 5 процентных пунктов относительно предыдущего квартала (до минус 21%). Об этом свидетельствует динамика индекса потребительской уверенности Росстата, говорится в материале центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Индекс потребительской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

«Результаты выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного Росстатом в I квартале 2021 года, показали улучшение потребительских настроений населения России. Сводный индекс потребительской уверенности вырос относительно предыдущего квартала на 5 п. п. и составил минус 21%. Траектория индикатора в прошедшем году, обусловленная внеэкономическими факторами, отразила две волны пандемии с кризисными точками во II и IV кварталах 2020 года», — говорится в исследовании.

Как отмечают аналитики, позитивную динамику различной интенсивности показали все компоненты ИПУ. Наиболее значительно выросли частные индексы ожидаемых и фактических изменений в экономике России, прибавив 10 п. п. и 8 п. п. соответственно относительно предыдущего квартала. Оценки респондентами изменений собственных финансов улучшились не так заметно: частные индексы ожидаемых и фактических изменений личного материального положения выросли на 2 п. п. и 4 п. п. соответственно.

Наиболее заметно улучшились экономические настроения молодежи: в группе населения до 30 лет ИПУ вырос относительно предыдущего квартала на 8 п. п. (до минус 14%). В возрастных стратах от 30 до 49 лет и от 50 лет и старше индексы показали более слабую позитивную динамику, прибавив по 5 п. п. и составив минус 20 и минус 23% соответственно.

«Анализ распределения мнений респондентов относительно их личного материального положения, условий для крупных покупок и сбережений, а также ожидаемой в следующие 12 месяцев инфляции показывает заметное ухудшение данных аспектов формирования потребительской уверенности относительно предыдущего квартала», — констатируют эксперты.

В I квартале текущего года участники опроса несколько чаще, чем в конце предыдущего года, положительно оценивали свое материальное положение, сложившиеся условия для совершения крупных покупок и формирования сбережений; соответственно снизилась доля негативных оценок этих показателей. В частности, 8,6% респондентов считали свое материальное положение «хорошим» или «очень хорошим», а 25,8% определяли его как «плохое» или «очень плохое» (кварталом ранее доли таких мнений составляли 7,8% и 26,6%). Позитивно оценивали условия для крупных покупок и сбережения средств 9,5% и 6,3% участников опроса, соответственно кварталом ранее — 8,7% и 6,0%; негативные оценки показателей были получены от 52,2% и 59,5% респондентов (кварталом ранее — 55,5% и 63,3%).

Мнения относительно предполагаемого в течение следующих 12 месяцев изменения цен улучшились весьма незначительно. Как и кварталом ранее, более 90% участников опроса ожидали подорожания потребительских товаров и услуг, лишь 7,2% надеялись на стабильность цен, 1,3% — на их снижение.

В I квартале текущего года улучшились потребительские настроения не только в России, но и в большинстве европейских стран, при этом в Швеции и Финляндии индекс потребительской уверенности достиг положительных, хотя и невысоких значений. Рост пессимизма относительно предыдущего квартала наблюдался только в Австрии и Венгрии.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

у кого щи жидки...у кого бриллианты мелки!
0

Обучение

Материалы по теме