Программа докапитализации проблемных банков через облигации федерального займа помогла кредитным организациям увеличить собственный капитал в первый год реализации этого механизма, однако в дальнейшем (2016—2020 годы) динамика капитала носила разнонаправленный характер. При этом необходимая динамика по наращиванию объемов кредитования приоритетных отраслей экономики практически была достигнута, говорится в тематическом отчете Счетной палаты.
«В последующие годы на динамику собственных средств банков преимущественное влияние оказывали такие факторы, как накопленная прибыль/убыток, увеличение уставного капитала за счет средств акционеров, выпуск субординированных облигаций, учитываемых в дополнительном капитале. У отдельных банков — участников программы в связи с ухудшением финансового состояния, снижением капитала и невыполнением нормативов были отозваны лицензии. В отношении ряда кредитных организаций были утверждены планы участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению их банкротства. Часть из них были присоединены друг к другу», — доложил по итогам очередного мониторинга аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин.
В результате были прекращены субординированные обязательства докапитализированных банков на сумму 209,4 млрд рублей — это четверть от общего объема облигаций федерального займа, предоставленного участникам программы. Всего через ОФЗ Агентство по страхованию вкладов докапитализировало 33 кредитные организации на сумму 838 млрд рублей. На 1 января 2021 года действовали договоры субординированного займа с 21 банком на общую сумму 626,36 млрд рублей.
По условиям соглашений, заключенных АСВ с участниками программы, кредитные организации были обязаны в течение трех лет с момента получения помощи наращивать объемы кредитования приоритетных отраслей экономики не менее чем на 1% в месяц. Как показал проведенный анализ, по истечении трехлетнего периода необходимая динамика практически была достигнута. По итогам 2020 года в целом по докапитализированным банкам темпы роста кредитного портфеля в приоритетных отраслях незначительно отстают от темпов роста аналогичного портфеля по банковскому сектору.
«Приоритетный портфель в целом по банковскому сектору увеличился на 14,54%, у докапитализированных банков — на 14,46%, но эта погрешность — статистическая. В 2019—2020 годах на долю докапитализированных банков в совокупном объеме кредитования приоритетных отраслей экономики приходилось более 40%», — констатировал Саватюгин.
Анализ также показал, что ряд банков систематически не выполняли свои обязательства по соглашениям. «На 1 января текущего года за неисполнение предусмотренных соглашениями обязательств уплачены штрафные санкции на сумму 1,4 миллиарда рублей, — сообщил аудитор. — Общая сумма перечисленных АСВ в доход федерального бюджета средств, полученных от докапитализированных банков в виде компенсации недополученного купонного дохода, процентов по субординированным займам, дивидендов, полученных по привилегированным акциям, и штрафов, составила 282,3 миллиарда рублей».
«Важно отметить, что обязательства по кредитному портфелю у всех докапитализированных банков истекли в первом полугодии 2019 года. В настоящий момент у них остались обязательства в части распоряжения ОФЗ и соблюдения размера собственных средств (не менее 25 млрд рублей)», — говорится в отчете. Как уточняется, выполнение банками этих обязательств АСВ оценивает по итогам года.
«Таким образом, инструмент докапитализации банков через ОФЗ сыграл свою роль и к настоящему моменту практически сошел на нет, так как банки уже фактически не обязаны ничего выполнять. Проценты по субординированным займам они уплачивают своевременно», — подвел итог Саватюгин.