Введение второго пакета санкций от администрации президента США Джо Байдена 15 апреля 2021 года, с одной стороны, воплотило в жизнь один из пессимистичных сценариев для российской экономики: ограничения в отношении российского госдолга. С другой стороны, ограничения оказались не самыми жесткими: запрещена покупка российских гособлигаций на первичном рынке, а уровень неопределенности и напряжения на рынках при этом значительно снизился. Рынки отреагировали стабилизацией — небольшое снижение курса рубля 15 апреля было очень быстро компенсировано, а рынок ОФЗ отреагировал ростом. Тема влияния санкций на рынок госзаимствований РФ освещается в обзоре рейтингового агентства «Эксперт РА» «Рынок российского госдолга: есть ли жизнь под санкциями во время пандемии».
Запрет американским компаниям (не физическим лицам и, скорее всего, не американским хедж-фондам, обычно зарегистрированным вне США) не распространяется на вторичный рынок, где эти сделки преимущественно и происходили, напоминают аналитики. На первичном рынке российского долга американских банков практически не было еще до массового ухода нерезидентов. Похожий запрет — даже более широкий из-за ограничений расчетов в долларах при выпусках — действует для российских еврооблигаций с 2018 года. Результат — новые займы проводят в евро или других валютах. Ресурсы Банка России позволяют поддержать ликвидность, а слабый рубль в комбинации с комфортными ценами на экспортные товары так наполнил российское казначейство, что заимствования можно на какое-то время прекратить или обойтись отечественными и не боящимися санкций иностранными инвесторами, полагают эксперты.
«При этом включение первичного рынка ОФЗ в санкционный список повышает общую токсичность российских активов, а особо тревожные комплаенс-менеджеры будут стараться их избегать — как бы чего не вышло. Поэтому возврат нерезидентов после стабилизации ситуации на рынке будет более медленным и печальным, чем, например, в 2018-м», — рассуждают в агентстве.
По словам аналитиков, второй опасный момент — фраза из санкционного указа о предоставлении «правительству», то есть Минфину и Госдепу США, полномочий налагать новые ограничения на российский суверенный долг распоряжениями более низкого уровня, чем президентский указ. Это создает постоянную угрозу санкций «исподтишка» — хотя для российского долгового рынка дальнейшая эскалация пока маловероятна. Например, запрету на владение ОФЗ в целом мешает лоббизм американского финансового сектора.
«В целом новый раунд санкций не создает немедленных рисков, однако в долгосрочной перспективе он работает как оковы на российской экономике и финансовом секторе. Расширение санкций требует новых усилий для подстройки к ним, токсичность или подразумеваемая токсичность российских активов повышает стоимость заимствований или мешает проводить сделки — тем самым снижая возможности для привлечения инвестиций и экономического роста уже частному сектору», — заключают в «Эксперт РА».