Выход нерезидентов из российских облигаций федерального займа имеет место, но его масштабы не очень существенны. Об этом заявила директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова, комментируя санкции США против российского госдолга в интервью Bloomberg, выдержки из которого приводятся на сайте ЦБ.
«Выход нерезидентов из ОФЗ идет, но масштабы не очень существенные (с момента объявления санкций — 57 миллиардов рублей). Это не превышает оттоки, случавшиеся в предыдущие периоды волатильности», — сказала она.
По информации Даниловой, доля нерезидентов в ОФЗ составляет на 21 апреля 18,8%. Доля вложений нерезидентов в ОФЗ-ПД в период с 1 марта 2020 года по 23 апреля 2021 года снизилась с 44,2% до 28,9%. Объем вложений сократился на 383 млрд рублей, до 2,64 трлн рублей. При этом рынок ОФЗ с 1 марта 2020 года вырос на 5,7 трлн, до 14,7 трлн рублей. «Таким образом, размещение ОФЗ на первичном рынке проходило вполне успешно, притом что иностранные инвесторы в этот период осуществляли нетто-продажу ОФЗ на вторичном рынке», — заключила представитель ЦБ.
«Мы ожидаем, что в связи с продолжением размещения новых ОФЗ на фоне запрета первичных покупок доля нерезидентов будет плавно снижаться. Вопрос в том, продолжит ли снижаться номинальный объем. На рынке еврооблигаций, где санкции были введены летом 2019 года, объем вложений нерезидентов почти не меняется», — заметила она.
Данилова уточнила, что нерезиденты — это не только американские инвесторы, доля которых оценивается примерно в 40%. «Другие инвесторы, наоборот, демонстрировали прирост вложений, — подчеркнула она. — Доля китайских инвесторов за четвертый квартал 2020 года и первый квартал 2021 года увеличилась на 2 процентных пункта, до 4%. Доля инвесторов из Сингапура увеличилась на 1 процентный пункт, до 7%».
«При необходимости мы можем задействовать меры, которые уже применяли, — напомнила директор департамента финансовой стабильности ЦБ. — По разным направлениям — меры в части предоставления ликвидности, контрциклические меры на валютном рынке, регуляторные меры. Аукционы РЕПО — это мера для управления ликвидностью. Мы проводим эти операции, чтобы обеспечить банки ликвидностью на разных горизонтах, включая месяц и год».
«Меры на валютном рынке, безусловно, также показали свою эффективность во время пандемии, — добавила Данилова. — При необходимости можно предоставить банкам и другим финансовым организациям право временно не переоценивать стоимость ценных бумаг. В марте 2020 года эта мера сыграла важную роль, когда организации опасались покупать облигации, ожидая дальнейшего роста доходности. Регуляторное послабление дало им определенный комфорт, и ситуация быстро развернулась».
«Рынок валютных свопов наряду с рынком ОФЗ является каналом, через который иностранные инвесторы реализуют стратегии carry trade. Здесь распространено краткосрочное размещение средств, в основном overnight. Мы видим, что динамика соответствует глобальной склонности к риску, — рассказала представитель регулятора. — Сейчас аппетит к риску довольно высокий, инвесторы сохраняют свою короткую позицию по валюте, продолжают вкладываться в рубли на этом рынке, хотя немного и сократили позицию: с 8,2 миллиарда до 7 миллиардов долларов за последнюю неделю после санкций. В отдельные эпизоды короткая позиция по валюте доходила до 15 миллиардов долларов. Но во время пандемии нерезиденты занимали противоположную позицию, как и в период волатильности в апреле 2018 года, когда были введены санкции против ряда компаний».
«Сейчас позиция нерезидентов на свопах говорит о том, что в целом им российский денежный рынок интересен», — резюмировала Данилова.
В числе прочего она отметила, что постепенное снижение регулятором лимитов по безотзывным кредитным линиям должно поддержать спрос на ОФЗ в условиях санкций. «Регулятор постепенно снижает лимиты БКЛ, повышает с 1 октября их стоимость; с 1 апреля 2023 года банки не смогут открывать новые линии ликвидности», — сообщила представитель ЦБ.
«Санкции не влияют на эти планы, скорее наш выход из БКЛ формирует дополнительный спрос со стороны банков на ОФЗ», — отметила она, добавив, что «на фоне санкций банки покупают у нерезидентов ОФЗ и тем самым улучшают ситуацию с риском ликвидности».
По словам Даниловой, сейчас 7,2% от активов российских банков приходится на ОФЗ, это 7,6 трлн рублей. «Цифры показывают, что определенный потенциал вложений есть», — отметила она.
«Если в этом году весь плановый объем размещений Минфина выкупят банки РФ, показатель возрастет всего на 1,9 процентного пункта, до 9,1%», — спрогнозировала Данилова.