Банки могут ухудшить программы лояльности по картам из-за ограничения эквайринговых комиссий на социально значимые товары и услуги, пишет РБК со ссылкой на опрошенных экспертов. При этом сами банки говорят, что анализируют ситуацию и программы лояльности не меняют.
21 марта Банк России временно установил максимальное значение эквайринговых комиссий на уровне 1% за оплату картами социально значимых товаров и услуг. Размер интерчейнджа, который является основой эквайринговой комиссии и за счет которого банки выплачивают кэшбэк, установлен на уровне 0,7%. Ограничения будут действовать с 18 апреля по 31 августа 2022 года. Сейчас тарифы за эквайринг находятся на уровне 1,2—2,2%. Сниженная комиссия будет распространяться на розничную продажу продуктов питания и еды, потребительских товаров, в том числе одежды, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также на услуги в сферах связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма и перевозки пассажиров.
Под ограничения ЦБ попали все основные ретейлеры. Сниженная комиссия не затронула только салоны красоты, мастерские, рестораны и т. п., поэтому банкам будет сложно удержать прежний уровень кэшбэка, считает проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. Сократить расходы на кэшбэк можно несколькими способами, перечисляет эксперт: «Отменить начисление бонусов по всем товарам и услугам, на которые установлена сниженная эквайринговая комиссия, полностью приостановить программу лояльности или сохранить только кэшбэк от партнеров».
Самые популярные специальные предложения по дебетовым картам
Название | Проценты на остаток, % | Стоимость обслуживания, ₽ | Cashback | |
---|---|---|---|---|
нет | 0 | нет |
Оформить онлайн
Лиц.№ 1326
|
|
нет | 0 | до 15% |
Оформить онлайн
Лиц.№ 1000
|
|
нет | 1 990 - 3 588 | до 15% |
Оформить онлайн
Лиц.№ 2673
|
|
до 8% | 0 | до 5% |
Оформить онлайн
Лиц.№ 1885
|
|
до 18% | 0 | нет |
Лиц.№ 2275
|
При временном ограничении эквайринговой комиссии банки не захотят сильно менять программы лояльности и, возможно, сократят кэшбэк на отдельные категории, говорит руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. Однако многое зависит от продолжительности ограничений: если они будут продлены, то банки могут более заметно изменить условия, считает он. «Помимо этого, ситуация может быть неравномерной по рынку. Банки с большим запасом капитала и большим пулом клиентов могут чувствовать себя более комфортно при ограничениях по сравнению с банками, у которых маржинальность платежного бизнеса меньше, например, в силу более низкой трансакционной активности или меньшего пула клиентов», — рассуждает эксперт.
Изменение программ лояльности в худшую сторону особенно сильно ощутят держатели премиальных карт и пользователи банковских подписок. Сейчас средний размер кэшбэка по таким продуктам составляет 2% и выше. По массовым картам — 0,7%, поэтому для их держателей отмена кэшбэка будет не очень критична, считает Стогниенко. Во время пандемии в 2020 году ЦБ вводил подобные ограничения, но 89% держателей карт не заметили никаких изменений, лишь 5% отметили, что условия по программам лояльности ухудшились, приводит Кривошея данные исследования «Сколково-РЭШ».
Банк России в условиях пандемии коронавируса также установил максимальный тариф за прием карт на уровне 1% для онлайн-магазинов, чтобы поддержать экономику и граждан. В результате ряд крупных банков временно не начисляли кэшбэк за покупки в интернет-магазинах.
Газпромбанк пока не принял решение об изменении условий начисления кэшбэка, но с большой вероятностью ограничит его симметрично решению ЦБ, сказал представитель банка. «Хоум Кредит» внимательно анализирует ситуацию и будет принимать решение, исходя из изменений в тарифах НСПК и конъюнктуры рынка. Представители Промсвязьбанка и МКБ сообщили, что их программы лояльности в текущий момент не меняются. Совкомбанк и Тинькофф Банк таких изменений тоже не планируют.