В марте на рынке инвестиционного страхования жизни России появились новые продукты со сравнительно высокой доходностью, пишет «Коммерсант», уточняя, что при этом в ряде случаев страховщики сократили срок действия полисов с трех — пяти лет до года.
По данным издания, сразу несколько страховщиков — «Росгосстрах-Жизнь», «АльфаСтрахование — Жизнь», «Согаз-Жизнь» — запустили комбинированные страховые продукты со ставкой 10,6—13,5% годовых. Однако теперь договор на страховой продукт заключается на 12—18 месяцев, минимальный взнос составляет 30—50 тыс. рублей, а выплата процентов осуществляется в конце срока.
Источники отметили, что получение дохода идет за счет инвестирования в облигации федерального займа или депозиты крупных банков. В продвижении новых продуктов, по их данным, участвуют ВТБ, Альфа-Банк, Газпромбанк, Почта-Банк, МТС Банк, ОТП-Банк, «Зенит». Примечательно, что инвестиционное страхование жизни лидирует в структуре премий по страхованию жизни. Согласно данным Банка России, по итогам 2021 года на ИСЖ пришлось 219,4 млрд рублей привлеченных средств (41,8% объема премий).
Как рассказала зампред правления банка «Зенит» Наталья Тутова, продукты были запущены в конце марта и пользуются популярностью. «Клиенты выбирают инвестиционное страхование жизни для создания финансовой подушки безопасности», — пояснила она. В ВТБ добавили, что появление краткосрочных страховых инструментов связано с «ростом заинтересованности в продуктах сроком до двух лет и изменением конъюнктуры рынка». В Почта Банке видят «растущий спрос на эти программы, клиенты интересуются ими для вложения накоплений наряду с вкладами». За неделю с момента старта продаж банк продал клиентам около 5 тыс. таких программ.
Суммарные премии страховщиков жизни в 2021 году продолжили расти: по сравнению с предыдущим годом они увеличились на 22,1%, с 453,3 млрд рублей до 553,4 млрд. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Предложение краткосрочных полисов ИСЖ — это реакция на возникшие потребности страхователей, считает директор по рейтингам страховых компаний агентства «НКР» Евгений Шарапов. По его оценке, в текущей ситуации для некоторых клиентов возникают сложности с планированием на более долгий срок. Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин, в свою очередь, подчеркнул, что «при этом потребность в защитных и накопительных финансовых инструментах, с высоким уровнем гарантий по продукту и эмитенту, наличием дополнительных сервисов сохраняется».
Вместе с тем, пояснил Шарапов, страховщики достаточно консервативны в выборе процентной ставки для расчета тарифа при долгосрочном страховании: «Это может делать их накопительные продукты менее привлекательными в условиях неопределенности с инфляцией при долгосрочном планировании».
Доходность по запущенным в марте страховым продуктам сопоставима с доходностью по банковским вкладам на тот же срок. Так, в частности, СберБанк предлагает на сроке до года максимальную доходность 12%, ВТБ — 13,7%, Газпромбанк — чуть выше 12%.