Финансовые организации лишились возможности проверять паспорта новых клиентов через Минцифры в едином сервисе упрощенной идентификации системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Такое решение было принято на основании письма вице-премьера правительства РФ Татьяны Голиковой, направленного министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуту Шадаеву, пишут «Ведомости».
Отключение от СМЭВ уже привело к проблемам с открытием счетов новым клиентам у некоторых крупных брокеров. «Открытие новых счетов с учетом текущих проблем очень сложное, мы испытываем сложности с работой СМЭВ», — рассказал представитель «Открытие инвестиций». Проблему подтверждает и представитель брокера БКС.
СМЭВ — государственная система, с помощью которой все ведомства обмениваются документами в электронном виде внутри единого информационного канала. Финансовым организациям в данной системе доступен единый сервис упрощенной идентификации (УПРИД). Через него можно проводить упрощенную идентификацию и проверку введенных данных: Ф. И. О., серии и номера паспорта, ИНН, СНИЛСа. Внешний потребитель, например брокер, МФО или банк, может подключиться к СМЭВ УПРИД, заключив договор.
В начале апреля МВД в одностороннем порядке отключило Минцифры от сервиса, с помощью которого министерство проверяло соответствие Ф. И. О. и паспорта гражданина, получая сведения от брокера и УК через УПРИД. Таким образом, использование сервиса УПРИД стало невозможным для проведения удаленной идентификации, объясняет вице-президент НАУФОР Екатерина Андреева.
Проведение удаленной идентификации с использованием сервиса УПРИД по набору данных последние несколько лет было основным способом для брокеров-НФО и управляющих компаний заключить договор онлайн, говорит Андреева. По оценкам НАУФОР, только за 2021 год общее количество инвесторов, заключивших брокерский договор таким способом, составило 1,6—1,7 млн человек.
Все брокеры теперь должны осуществлять упрощенную идентификацию клиентов через СМЭВ напрямую с МВД, ПФР и ФНС. Отсутствие у брокеров доступа к сервису тем не менее не означает, что их новые клиенты не смогут открыть счета дистанционно: брокерам необходимо завершить переход на работу с сервисами государственных органов напрямую.
Почта Банку продлен доступ к системе до 1 июня, следует из письма. Как пояснил представитель Минцифры, такая временная привилегия связана с тем, что банк выпускает «Пушкинскую карту». Эти два месяца даются банку на технический переход, который необходим для работы социального проекта, подчеркнули в министерстве.
СМЭВ УПРИД не единственная система для удаленной идентификации клиентов. Второй возможный путь проверки данных клиента — через портал «Госуслуги», доступ к которому имеют зарегистрированные в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) граждане.
Однако СМЭВ удобнее для клиента с точки зрения того, что организация самостоятельно проверяет данные через собственные программы. На сайте госуслуг гражданину для доступа ко всем электронным услугам необходимо иметь подтвержденную учетную запись, сделать это можно лично с паспортом в банке либо, например, в МФЦ или же онлайн через приложение одного из десяти банков (но при условии, что пользователь — клиент банка).
Несмотря на сохраняющуюся возможность использовать подтвержденную запись ЕСИА для прохождения удаленной идентификации, невозможность использовать УПРИД является существенным барьером для прихода на рынок новых частных инвесторов и выполнения предусмотренных законодательством процедур обновления сведений об уже существующих клиентах, отмечает Андреева.