Банк России начал публиковать наиболее распространенные схемы, которые используют кибермошенники для кражи денег у граждан. Специальный раздел появился на официальном сайте Центробанка.
«Мы открываем этот раздел для того, чтобы своевременно рассказывать людям о новых сценариях, которые придумывают злоумышленники. Чтобы методы убеждения, которые они используют, разбивались о знания. Предупрежден — значит вооружен», — отметил директор Департамента информационной безопасности Вадим Уваров.
Для получения личных и финансовых данных, перевода денег или оформления кредита мошенники оказывают на человека психологическое воздействие, предупредили в Банке России. Для этого гражданам звонят, меняя телефонные номера, отправляют электронные письма и сообщения со ссылкой на фишинговые сайты финансовых организаций, компаний и маркетплейсов.
«Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой», — говорят в Центробанке.
На сайте опубликованы общие рекомендации для противодействия мошенникам:
- Не сообщать никому паспортные данные и финансовые сведения.
- Не отвечать на звонки с сомнительными предложениями.
- Не совершать действий по счету по чьей-то просьбе.
- Установить антивирус на все устройства.
- Пользоваться только проверенными сайтами.
К типичным мошенническим схемам Банк России относит:
- Предложение проверить данные счета на предмет утечки. Злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц.
- Сообщение о дефиците наличных рублей и валюты. Злоумышленники используют актуальную повестку для хищения средств у граждан. Например, якобы сотрудники банка звонят и сообщают о дефиците как наличных рублей, так и валюты.
- Предложение перевести деньги на «специальный счет Центрального банка». Злоумышленники часто звонят человеку с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» («безопасный») счет в Центробанке.
- Оформление кредита. Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят и уже могут представляться сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России с подтверждением, что кредит якобы есть и нужно оформить «встречный».
Если человек уже стал жертвой мошенников, Центробанк советует:
- Немедленно заблокировать карту через мобильное приложение или сайт банка.
- Написать заявление о несогласии с операцией в течение суток после получения сообщения о списании средств.
- Обратиться с с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
Также Банк России напомнил, что если человек самостоятельно перевел деньги мошенникам или предоставил им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.
Комментарии
<p>Очень своевременно цб решил повысить финграмотность населения...</p>
<p>а ведь этим видам мошенничества уже давно не первый год.</p>