Экспортеры получили разрешение не продавать валютную выручку при условии, что у них есть импортные контракты. Такое решение приняла правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями, пишут «Ведомости».
Для отказа от продажи валютной выручки импортный и экспортный контракты компании, которая претендует на льготу, должны стоять на учете в одном уполномоченном банке. Иностранная валюта по импортному контракту в пользу нерезидента будет списываться с транзитного валютного счета экспортера, на который были зачислены средства, полученные им от продажи товаров за рубеж. Разрешение действует до 1 сентября, уточняется в документе.
Благодаря нововведению компаниям, являющимся одновременно экспортерами и импортерами, не придется дважды платить комиссию банку: сначала за продажу, а потом за покупку валюты. При этом, по мнению доцента кафедры «Мировые финансовые рынки и финтех» РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяны Белянчиковой, на ситуацию на внутреннем валютном рынке оно не повлияет.
«Сейчас власти вынуждены, скорее, искать способы абсорбирования излишнего объема валюты, продаваемой экспортерами на бирже, которая не может быть задействована в реальном секторе экономики из-за внешнеторговых ограничений. Основной способ — это подключение к закупкам крупного игрока. Ранее им выступал ЦБ, покупавший по поручению Минфина валюту в рамках бюджетного правила. Но сейчас правило не действует, а альтернативные варианты пока прослеживаются с трудом», — отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк.
С 28 февраля российских экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки в рамках всех внешнеторговых договоров в течение трех рабочих дней со дня ее поступления. Согласно указу президента Владимира Путина, требование распространялось в том числе на выручку, зачисленную с 1 января 2022 года. Позднее был подписан указ, который давал правительственной комиссии право выдавать экспортерам разрешения на продажу валютной выручки в меньшем объеме. Обязательная продажа валютной выручки была введена после того, как Банк России лишился возможности проводить интервенции на рынке для поддержки рубля из-за заморозки части золотовалютных резервов.
Банк России в середине апреля смягчил валютный контроль для несырьевого неэнергетического сектора, увеличив срок обязательной продажи иностранной валюты с трех до 60 рабочих дней. Позднее глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила ввести новые послабления: обнулить обязательную продажу валютной выручки для несырьевых экспортеров, а для сырьевых — снизить порог до 50%. Эти меры пока не запущены.