Необходимости в эмиссии денег для восстановления заблокированных резервов нет — значительная их часть доступна, и эти средства используются. Об этом заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на онлайн-конференции Junior PayTech Forum — 2022, передает ТАСС.
Она объяснила, что резервы нужны для экстренных ситуаций — для возможности стабилизировать финрынок в условиях внешних шоков. Сейчас Центробанк, по словам его главы, использует для этого другой инструмент.
«Сейчас мы используем другой инструмент — не лучший, но он работает: ограничения на движение капитала», — сказала Набиуллина. Она подчеркнула, что часть этих ограничений сейчас ослабляется по мере стабилизации ситуации.
Глава ЦБ рассказала, что при накоплении регулятором резервов взамен эмитировались рубли, но «это было компенсацией» изъятия из экономики нефтегазовых доходов. «Сейчас такой необходимости нет, от бюджетного правила временно отошли», — напомнила она.
«А просто эмиссия рублевая может привести к росту инфляции», — предупредила Набиуллина.
Согласно публикуемой статистике Центробанка, международные резервы РФ на 1 мая составили около 593,1 млрд долларов, сократившись за апрель почти на 13,4 млрд долларов, а с начала текущего года — почти на 36,7 млрд, тем самым нивелировав прошлогодний рост. За 2021 год международные резервы РФ прибавили порядка 34,85 млрд долларов после роста на 41,4 млрд долларов в 2020 году и на 85,9 млрд — в 2019-м. В конце зимы был зафиксирован рекордный объем российских резервов за всю историю — 643,2 млрд долларов на 18 февраля 2022 года.
При этом в настоящий момент, по оценке ЦБ, примерно половина российских резервов, или порядка 300 млрд долларов, заморожена в связи с санкциями. Набиуллина заявляла о намерении РФ судиться в связи с блокировкой российских резервов. Тем временем в Европе и США обсуждается возможность конфискации российских активов.
В апреле глава Банка России также заявляла в Госдуме, что заморозка российских золотовалютных резервов не помешает использовать средства из Фонда национального благосостояния; разница лишь в том, что теперь ЦБ не сможет продавать валюту.