Структурный профицит ликвидности российского банковского сектора на начало мая составил 1,5 трлн рублей после 0,3 трлн на начало апреля. В среднем за апрель структурный профицит ликвидности составил 1,2 трлн рублей при дефиците в марте в размере 1,1 трлн. Апрельские показатели приводятся в очередном материале Банка России «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки».
Регулятор, в частности, указывает, что в апреле продолжился возврат наличных денег в банки; кредитные организации вернули эти средства на свои корсчета в Банке России. Объем возврата составил 0,5 трлн рублей, из них снижение остатков в кассах и банкоматах банков — около 0,2 трлн рублей. При этом сезонно в апреле, особенно перед майскими праздниками, объем наличных денег в обращении, напротив, обычно увеличивается (за апрель 2021 года отток составил 0,4 трлн рублей).
Также сообщается, что бюджетные операции в апреле привели к небольшому оттоку ликвидности из банковского сектора. Доходы бюджета превысили расходы за этот период. При этом и доходы, и расходы бюджета в апреле возросли как по отношению к предыдущему месяцу, так и в годовом выражении. «Темп роста налога на прибыль ускорился по сравнению с предыдущим годом, а НДС и НДФЛ снизились за счет увеличения объема возвратов. Федеральное казначейство нарастило объем размещения бюджетных средств в банках, тем самым в значительной степени компенсировав сформировавшийся отток ликвидности», — отмечается в материале.
Прогноз ЦБ по структурному профициту банковской ликвидности на конец 2022 года составляет 3,5–4 трлн рублей. Финансирование части бюджетных расходов с использованием средств Фонда национального благосостояния, как ожидается, сформирует основной приток ликвидности в банки. Кроме того, Федеральное казначейство может сократить объем бюджетных средств, размещенных в банках. Эти средства также будут направлены на осуществление расходов. Увеличение объема наличных денег в обращении по итогам года с учетом традиционной сезонности прогнозируется в диапазоне 0,8–1 трлн рублей.