Депозитные ставки в России до конца 2022 года и в 2023 году будут зависеть от траектории снижения ключевой ставки, а также от специфики трансформации экономики. Об этом говорится в обзоре Центробанка «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки», в который традиционно включается блок о депозитных и кредитных ставках и операциях.
По предварительным данным Банка России, в марте ставки по краткосрочным (со сроком до года) рублевым депозитам превысили уровень февраля более чем на 12 процентных пунктов, а по долгосрочным — более чем на 2 п. п. В марте действовала рекордно высокая ключевая ставка в 20%, внепланово повышенная Центробанком с уровня 9,5% годовых 28 февраля. Повышение ключевой ставки и рост ставок в смежных сегментах финансового рынка привели к подстройке банковских ставок. «Необходимость поддержания привлекательной доходности сбережений при ускоряющейся инфляции и конкуренция за вкладчиков способствовали оперативной корректировке банками ставок по депозитам», — поясняет регулятор.
На фоне неопределенности развития ситуации в экономике и завышенных инфляционных ожиданий в первой половине марта ставки по депозитам могли превышать ключевую ставку. Так, в крупнейших банках ставки по вкладам на сроки один — три месяца достигали 21–25%, при этом ставки по годовым депозитам концентрировались около 11–12%, вблизи ожиданий банковских аналитиков по уровню ключевой ставки к концу 2022 года и в 2023 году.
Снижение ключевой ставки до 17% в середине апреля и ожидания возможного снижения ключевой ставки в конце апреля (по факту она была снижена до 14%, эта ставка действует с 4 мая. — Прим. Банки.ру) способствовали постепенному снижению банками депозитных ставок. «Возможности банков понижать депозитные ставки также поддерживало повышение устойчивости внутреннего финансового рынка, в том числе в результате действия мер Банка России для стабилизации валютного рынка, что ограничивало риски для банковского рублевого фондирования, связанные с конвертацией клиентами размещенных средств в иностранную валюту», — объясняет ЦБ.
В апреле также проявилась неоднородность изменения депозитных ставок: корректировка краткосрочных ставок была соразмерна снижению ключевой ставки, а ставки по долгосрочным вкладам снизились менее заметно.
Ставки по валютным депозитам в первой половине марта резко возросли на непродолжительное время, отражая увеличившуюся потребность в валютной ликвидности в банковском секторе и реакцию банков на рост спроса на наличную иностранную валюту. Ставки по вкладам в долларах и евро достигали 8–10%. Повышенные ставки по валютным депозитам преимущественно устанавливались банками по депозитам на сроки от трех до шести месяцев. Снижение ставок по валютным депозитам проявилось с середины марта по мере стабилизации спроса на иностранную валюту и роста доходности по рублевым депозитам. Уровень ставок по валютным депозитам к концу апреля — началу мая приблизился к докризисным уровням в 0,1–0,25%.
«Депозитные ставки до конца 2022 года и в 2023 году будут зависеть от траектории снижения ключевой ставки и специфики трансформации экономики, — указывает Центробанк. — Ставки по краткосрочным депозитам могут определяться преимущественно траекторией изменения ключевой ставки, а на ставки по долгосрочным депозитам могут влиять структурные изменения».
В Банке России 29 апреля, когда было принято решение об уменьшении ключевой ставки с 17% до 14%, заявили, что регулятор видит возможности для дополнительного снижения ключевой ставки в 2022 году.
В обзоре по ликвидности в числе прочего говорится, что отток средств с банковских рублевых депозитов в марте значительно сократился по сравнению с февралем, причем в сегменте краткосрочных депозитов произошел максимальный с 2014 года прирост, который обеспечивался перетоком средств с долгосрочных рублевых депозитов и с валютных депозитов.
Комментарии