У нового владельца McDonald's в России могут возникнуть сложности с арендодателями и франчайзи, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. При этом неизвестно, как именно будет управлять сетью покупатель — о его методах на ресторанном рынке знают мало.
19 мая пресс-служба McDonald's сообщила, что корпорация продает российский бизнес предпринимателю Александру Говору, владельцу компании «ГиД», которая на март управляла 25 ресторанами McDonald's в Сибири — Новосибирске, Бердске, Томске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле и Красноярске.
Что известно о покупателе
Александр Говор является единственным учредителем ООО «ГиД», которое развивает франшизу McDonald's в Сибири, рассказывает «Коммерсант». Предприниматель также является сооснователем нефтеперерабатывающей компании «НефтеХимСервис». Семья Говора занимается развитием отелей (среди них Park Inn by Radisson) и частных клиник («Гранд Медика»). По данным журнала «Финанс», в 2011 году Александр Говор занимал 344-е место в списке богатейших россиян с состоянием 8,2 млрд рублей.
Сколько стоят российские «Макдональдсы»
Всего до февральских событий в России насчитывалось 850 ресторанов в 62 регионах. Американская корпорация управляла 718 ресторанами в 45 регионах — оставшиеся 132 ресторана принадлежат трем крупным франчайзи (из них «ГиД» управлял 25). Общая выручка сети в России с учетом трех франчайзи в 2020 году составила 114,1 млрд рублей.
Сумма сделки при продаже российского бизнеса остается неизвестной. До февральских событий бизнес стоил не менее 1 млрд рублей, говорят эксперты. В «Infoline-аналитики» считают, что сейчас он может оцениваться примерно в 35 млрд рублей. При этом реальная цена сделки, скорее всего, не превысит 10 млрд рублей, пишут «Ведомости».
Что теперь будет с ресторанами
Российский McDonald's будут развивать под новым брендом, говорится в сообщении компании. Договор предусматривает, что для всех сотрудников сохраняются рабочие места на эквивалентных условиях в течение как минимум двух лет.
Покупатель также согласился профинансировать зарплату корпоративных сотрудников, которые работают в 45 регионах, до закрытия сделки, а также существующие обязательства перед поставщиками, арендодателями и коммунальными службами.
Новому владельцу придется договариваться с остальными франчайзи — «Развитие рост» и СПП — продолжившими работать после официального закрытия ресторанов, предупреждают эксперты. Сейчас у них рекордная выручка и им невыгодно отказываться от бренда, а заставить их сделать это юридически невозможно.
Кроме того, McDonald's в России может лишиться ряда точек. Дело в том, что часть договоров с торговыми центрами завязана на товарный знак — большинство ТЦ будут требовать изменения коммерческих условий. Процент с оборота будет повышен плюс добавится высокая фиксированная ставка аренды.
Под каким брендом будут работать рестораны, пока не сообщалось, но они могут возобновить работу уже в середине июня. Пока «ГиД» не подавала в Роспатент заявлений на регистрацию новых торговых знаков.
Комментарии