С начала мая специалисты зафиксировали новый всплеск активности телефонных мошенников — злоумышленники начали предупреждать о якобы нелегальной попытке перевода со счета в «недружественную страну-агрессор», рассказали «Известиям» представители платформы «Мошеловка».
За неполный май количество обращений о действиях мошенников на портал «Мошеловка» выросло почти вдвое (на 86%) по сравнению с апрелем, рассказала руководитель платформы Евгения Лазарева. В 40% случаев люди сообщают о звонках от имени «сотрудников» ВТБ, в 20% — от Сбербанка и Тинькофф Банка, еще в 20% название кредитной организации не упоминается.
Центробанк подтвердил оживление мошеннической деятельности. По данным регулятора, с начала месяца ЦБ инициировал блокировку 25 тыс. телефонных номеров, которые злоумышленники использовали для кражи средств у граждан. Это на 13% больше, чем в апреле.
Играют на двух страхах
Телефонные мошенники используют как старые сценарии, так и новые — например, «блокировку счета в связи с переводом средств в недружественное государство».
«Мошенники пытаются сыграть сразу на двух страхах граждан. Во-первых, потери денег, во-вторых, они запугивают, что перевод на Украину может рассматриваться в качестве помощи боевикам», — объяснила Лазарева. По ее словам, второй фактор особенно сложно проигнорировать пожилым и впечатлительным людям.
Если сценарий срабатывает, то далее все происходит по привычной схеме. Мошенник, представившийся «сотрудником банка», выведывает персональную информацию, а затем деньги переходят на счет, подконтрольный злоумышленникам.
Отказ от общения с мошенником не гарантирует, что он отступит. Через некоторое время звонок повторяется, и человеку через бот сообщают, что его счет заблокирован по ранее названной причине. Для разблокировки просят сказать «да», затем в разговор опять включается человек.