Западные санкции влияют на российский финансовый сектор через шесть основных каналов: валютный, фондовый, процентный, канал доходов, кредитный канал и канал страхования. Характер этого влияния, соответствующие риски и меры по их снижению описаны Банком России в очередном «Обзоре финансовой стабильности».
Валютный канал
Введение санкций первоначально привело к уходу иностранцев с рынка, затем — к сокращению валютной ликвидности и усилению курсовой волатильности. Стабилизировать ситуацию помогли валютные ограничения и меры валютного контроля.
ЦБ, в частности, напоминает, что в связи с заморозкой резервов в «недружественных» юрисдикциях «потерял возможность осуществлять интервенции, в результате поддержание финансовой стабильности потребовало введения ограничений на движение капитала».
Ситуация с валютной ликвидностью значительно улучшилась с накоплением валюты на внутреннем рынке за счет ее обязательной продажи экспортерами и снижением спроса на валюту со стороны локальных участников, в результате валютные ограничения на операции резидентов были смягчены.
«В дальнейшем усилия Банка России будут направлены на стимулирование девалютизации экономики и финансового сектора. Роль доллара США и евро на российском рынке станет снижаться, при этом будет возрастать значимость валют «дружественных» стран, а также роль рубля в расчетах по внешнеторговым операциям», — указывает регулятор.
Фондовый канал
После введения санкций наблюдались распродажа российских активов иностранными инвесторами и, соответственно, снижение фондовых индексов, повышение доходности облигаций, рост объемов маржинальных требований. Ситуация стабилизировалась после приостановки биржевых торгов по указанию Центробанка и других мер регулятора.
«Доходности ОФЗ приблизились к уровням до начала шока, индексы акций замедлили свое снижение, а финансовая инфраструктура сохранила устойчивость», — описывает ЦБ текущую ситуацию. При этом шоки на фондовом рынке привели к заметному уменьшению объемов операций, а также усилению роли розничных инвесторов.
В обозримой перспективе на рынок будут в основном влиять внутренние факторы, ожидает регулятор. Дальнейшее развитие фондового рынка будет связано со скоростью структурной трансформации экономики, развитием внутреннего финансового рынка и «налаживанием взаимодействия с финансовыми системами "дружественных" стран», рассуждают в ЦБ.
Процентный канал
«Процентное» влияние санкций связано в значительной степени с временным повышением ключевой ставки Банка России до рекордного уровня 20%, следует из материалов регулятора. Эта мера позволила остановить активное снятие депозитов гражданами и стабилизировать ситуацию с банковской ликвидностью, но в то же время привела к росту процентных расходов компаний по обязательствам с плавающими ставками, к реализации процентного риска у банков и лизингодателей из-за опережающего роста их расходов по привлеченным средствам.
«Рост ставок и уход нерезидентов снизили ликвидность рынка процентных деривативов, ограничив возможности хеджирования для российских компаний», — также указывает регулятор.
Последующее снижение ключевой ставки (к концу мая она была в несколько заходов уменьшена до 11% годовых. — Прим. Банки.ру) сократило ожидаемые потери финсектора от процентного риска, а процентный риск заемщиков также был частично нивелирован программами реструктуризации.
Банк России указывает, что «оценочная величина процентного риска банковского сектора в рублях на горизонте одного года находится в диапазоне от 0,3 трлн до 0,7 трлн рублей, что эквивалентно 8—17% чистого процентного дохода сектора за 2021 год».
Канал доходов
Санкции отразились на экономической активности в России через ограничение доступа реального сектора к западному финансовому и товарному рынку, разрыв логистических цепочек и запрет на поставки некоторых товаров в страну. Наиболее сильно пострадали авиационная отрасль, экспортно ориентированные компании, автопроизводители, сектор коммерческой недвижимости, строительство.
Фактор устойчивости — умеренная долговая нагрузка многих нефинансовых компаний, уменьшившаяся в прошлом году на фоне восстановления экономики после пандемии.
Кредитный канал
Изменение макроэкономических условий ограничило кредитование экономики в марте — апреле этого года. В корпоративном сегменте заметно сократилась валютная задолженность; это снижение было частично компенсировано спросом на рублевые кредиты. В рознице охлаждение кредитной активности затронуло в первую очередь сегмент необеспеченного кредитования, а ипотека показала большую устойчивость благодаря льготным программам.
Для стимулирования кредитования были модифицированы действующие и запущены новые программы льготного кредитования, реализованы регулятивные меры поддержки финсектора, напоминает ЦБ.
«В условиях санкционного кризиса значимо возрос кредитный риск, но в начале процесса структурной трансформации экономики сложно оценить масштаб возможных потерь», — пишет регулятор.
Сейчас доля реструктурированных кредитов оценивается примерно в 6% корпоративного портфеля и 0,6% — розничного, при этом ЦБ допускает рост спроса на реструктуризацию в рознице во втором полугодии в результате повышения безработицы.
Канал страхования
«Ограничения на международное перестрахование в случае реализации крупного страхового события могли негативно сказаться на финансовом положении российских страховщиков, их проблемы могли распространиться на страхователей. В ответ российский страховой рынок снижает зависимость от перестраховочных компаний из "недружественных" стран и переориентируется на внутренние расширенные перестраховочные емкости», — отмечается в материале Центробанка.
Регулятор предупреждает, что из-за подорожания запчастей и логистических сложностей страховщики, работающие в ОСАГО, могут столкнуться с некоторым увеличением убыточности. Однако значительных проблем в сегменте Центробанк не ожидает благодаря достаточному запасу капитала на страховом рынке.
Главное — здоровье
В целом отмечается, что благодаря политике Банка России и мерам правительства риски для финансовой стабильности снизились после всплеска в феврале — марте, хотя и остаются высокими. «Важным фактором устойчивости были накопленные буферы и хорошее финансовое положение российских финансовых организаций на момент реализации рисков», — подчеркивается в обзоре.
Перспективы российской экономики будут в дальнейшем определяться ее структурной трансформацией, а приоритетом для ЦБ остается «поддержание здорового финансового сектора, который сможет обеспечить необходимое финансирование для перестройки экономики».