Центробанк предлагает предоставить возможность сотрудникам силовых структур и коллекторам наряду с банками и платежными системами в полном объеме использовать возможности единой информационной системы проверки сведений об абонентах операторов связи (ЕИС ПСА). Соответствующие изменения к законопроекту, предусматривающему запуск такой системы, регулятор подал в Госдуму, где документ уже прошел первое чтение, сообщил «Коммерсант».
Законопроект был подан в Госдуму еще в 2018 году, в первом чтении был принят 5 марта 2019 года. Ключевые задачи документа — введение простой процедуры идентификации потребителей финансовых услуг в кредитных учреждениях посредством телефонного номера, а также борьбы с телефонным мошенничеством. Доступ к базе для структур, которым он будет предоставлен, панируется предоставлять на платной основе. Если законопроект будет утвержден, то операторы связи должны будут подключиться к ЕИС ПСА, регулярно проводить аудит своих баз на предмет изменений и актуализировать их.
В существующей сегодня версии законопроекта предусмотрено, что номер телефона в ЕИС ПСА является идентификатором гражданина как потребителя финансовых услуг. Доступ к данным должны иметь Центробанк, Росфинмониторинг, кредитные учреждения и операторы платежных систем. Новая редакция предполагает расширение этого списка и внесение в него силовых структур, бюро кредитных историй, коллекторских компаний, операторов связи.
«Очень часто мы слышим жалобы людей, что их «достают» коллекторы, разыскивая должника, который не имеет к ним отношения. Сами коллекторы говорят, что, если бы могли проверить данные об абоненте, подобные ситуации прекратились бы», — так председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков аргументировал необходимость расширения базы пользователей ЕИС ПСА.
Впрочем, участники рынка и заинтересованные ведомства по-разному относятся к возможным изменениям. Так, Роскомнадзор работает над собственной системой, которая направлена на борьбу с «левыми» сим-картами и телефонным мошенничеством. Минцифры полагает, что данная система не будет повторять ЕИС ПСА, которая не предусматривает обработку персональных данных. В ВТБ рассчитывают, что создание ЕИС ПСА поможет банкам узнавать данные о подозрительных ситуациях с клиентами — в частности, фактах диалогов с мошенниками, незаконном подключении переадресации смс и т. п. В то же время операторы выступают против системы, которая, по их мнению, создает дополнительные риски, а также требует дополнительных затрат. Против внедрения ЕИС ПСА выступили Tele2, «ВымпелКом» и «МегаФон».
Комментарии
<p>да, номера менять периодчески было бы полезно. но жалько, когда контактами за много лет обрастаешь, в случае чего всем не сообщить же номер.</p>