Центробанк планирует изучить вопрос применения банкоматов с видеокамерой для идентификации новых клиентов, пишет РБК со ссылкой на представителя регулятора и на занимающуюся поставками и производством банкоматов компанию BFS, которая предложила протестировать технологию.
«Мы обратились в ЦБ с предложением протестировать использование банкоматов с нашим решением для видеоидентификации», — рассказал генеральный директор и совладелец BFS Артем Жилонов. По его словам, «сеанс видеосвязи осуществляется через устройство, которое находится полностью в контуре безопасности банка, и паспорт, который предоставляет клиент, валидируется через специальное средство, которое проверяет его вплоть до шести проекций». Жилонов подчеркивает, что это даже более безопасно, чем когда «операционист просто под синюю лампу его подносит».
Программное обеспечение BFS для видеоидентификации клиентов можно внедрять в банкоматы любых производителей, говорит глава компании. BFS также собирается выпускать банкоматы с принтером, сканером документов, модулем валидации паспорта, телефонной трубкой для связи с работником кредитной организации, ящиком для подписанных документов, модулями для выдачи карт и т. п.
Банкоматы с функцией видеоидентификации можно использовать в двух бизнес-моделях, считает Жилонов: для части банков это возможность сократить расходы, уменьшив количество отделений за счет таких устройств, а другим игрокам, без большой сети, видеобанкоматы позволят «дотянуться» до клиентов по всей России.
В тестировании технологии видеоидентификации новых клиентов с помощью банкоматов заинтересованы, например, банк «Зенит» и Альфа-Банк, следует из полученных РБК комментариев, а Промсвязьбанк в этом году запустил свой проект «Видеобанкир», установив в некоторых офисах банкоматы с возможностью идентификации, сканирования и печати документов, моментальной выдачи банковских карт, открытия счета и оформления других продуктов.
По информации Жилонова, обсуждение с Банком России организационных вопросов для тестирования технологии в «регуляторной песочнице» находится на финальном этапе. Окончательное решение по применению коммерческих сервисов видеосвязи для идентификации банковских клиентов еще не принято, сказал РБК представитель Центробанка.
Опасно ли это?
Сейчас банки могут осуществлять видеоидентификацию клиентов при их личном присутствии в офисе либо с помощью Единой биометрической системы, напоминает РБК. В 2020 году, на фоне пандемии коронавируса и действия режима самоизоляции, участники рынка уже предлагали Центробанку протестировать идентификацию новых клиентов по видеосвязи — через камеру ноутбука пользователя, но регулятор увидел риски подделки паспортов, применение профессионального грима или технологии дипфейков (подмены изображения).
По мнению экспертов банковского рынка, видеоидентификация через банкоматы намного надежнее, чем через камеру ноутбука, но не исключает рисков полностью. «Разница заключается лишь в том, что в первом случае мошенникам потребуется цифровая маска, а во втором случае достаточно будет косметических вмешательств во внешность», — рассуждает, в частности, управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Представитель ПСБ обращает внимание на то, что риск ошибки существует даже в банковском офисе, а максимально снижает риски идентификация через Единую биометрическую систему.
Напомним, год назад президент группы компаний InfoWatch, соучредитель «Лаборатории Касперского», председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Наталья Касперская говорила, что массовое повсеместное внедрение идентификации по биометрическим данным может повлечь увеличение масштабов использования мошеннических схем с применением данной технологии. Главный эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов объяснял, что биометрию пока нельзя применять для подтверждения финансовых операций, в частности, потому, что меняются сами биометрические особенности человека: например, это может происходить у женщин во время беременности.
Комментарии