Власти придумали схему по избавлению санкционных банков от замороженных за границей активов: Минэкономразвития подготовило законопроект, позволяющий кредитным организациям очистить свои балансы и не тратить деньги на расчеты с кредиторами из «недружественных» стран, сообщает РБК.
Как работает схема
Проект закона подразумевает, что подсанкционные банки смогут провести нестандартную реорганизацию — они будут вправе создать отдельное юрлицо (но не банк) для перевода на него активов, имущества и обязательств с баланса.
Из текста законопроекта следует, что это может быть:
- Имущество, которым банк фактически не может распоряжаться из-за введенных санкций.
- Обязательства перед иностранными лицами из «недружественных» России государств.
В законопроекте уточняется, что стоимость активов и имущества, переданных новому юрлицу в результате реорганизации, не может быть меньше величины выведенных по той же схеме пассивов.
Замороженные активы будут считаться обеспечением по обязательствам перед иностранцами. С момента такой реорганизации банк получит право не раскрывать существенные факты о своей финансово-хозяйственной деятельности в публичном пространстве.
Поправки вступят в силу после того, как проект рассмотрят и закон официально будет опубликован — но провести реорганизацию подсанкционные банки смогут до 1 июля 2023 года.
«Формально все законно, но способ экстремальный»
Поправки разработаны властями для «снижения негативных последствий недружественных действий иностранных государств», уточняется в документе, — по данным РБК, законопроект был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и передан на рассмотрение в Кабинет министров.
В пресс-службе Банка России РБК сообщили, что речь идет о создании условий для того, чтобы банки, попавшие в сложную ситуацию из-за санкций, «могли бы продолжать деятельность без очевидного финансового содействия со стороны государства».
Предлагаемая властями схема позволит выделить с баланса банка «всю токсичную и санкционную часть», а также «очистить его юридически», объясняет старший партнер ФБК Legal Александр Ермоленко.
«Иностранные кредиторы из "недружественных" стран, желающие получить средства, будут требовать их уже не с банка, а с этих юрлиц, банки не будут задействованы ни в судебных процессах, ни в арестах. Формально все законно, но способ экстремальный», — считает юрист.
Такой механизм можно представить как альтернативу докапитализации, считает управляющий директор отдела валидации агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. По его словам, за счет него будут компенсированы пока не отраженные в отчетности потери, вместе с тем замороженные активы будут консолидированы и обособлены от работающих активов.
Комментарии