Решение отменить требование к российским экспортерам по продаже 50% валютной выручки вряд ли окажет существенное влияние на валютный рынок и не приведет к снижению курса рубля, считает ряд экспертов. Проблема в том, что указом президента не определяется, кто и зачем будет в России покупать избыточную валютную выручку, комментируют в прессе.
Что произошло
С конца февраля экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки в рамках всех внешнеторговых договоров в течение трех рабочих дней со дня ее поступления. Затем этот период был увеличен до 60 дней. Позднее экспортерам, имеющим контракты на импорт, разрешили не продавать выручку до 1 сентября. В конце мая обязательный объем продажи выручки снизили с 80% до 50%, а срок продажи увеличили до полугода.
9 июня президент Владимир Путин отменил требование к российским экспортерам по продаже 50% валютной выручки. Согласно подписанному главой государства указу, компании будут продавать валюту в размере, который определит правительственная комиссия по иностранным инвестициям, — сроки продажи установит Банк России.
«Это капитуляция перед крепнущим рублем»
«Решение об отмене обязательной продажи валюты — это своеобразная капитуляция перед крепнущим рублем. Приток валюты в страну огромен, а спрос на нее крайне низок, поскольку санкционные эффекты делают ее токсичной для хранения. Пользоваться валютой населению практически невозможно», — отмечает для РБК директор по инвестициям «Локо Инвеста» Дмитрий Полевой. По его словам, потребности в обязательной продаже валюты давно нет.
Новый гибкий механизм позволит властям выделить отдельных экспортеров из общего пула, объясняет для «Ведомостей» экономист Газпромбанка Павел Бирюков. Главный аналитик ПСБ Егор Жильников добавляет, что в рамках нового порядка доля продажи выручки будет зависеть от отрасли, степени ее вовлеченности в экспорт, а также необходимости поддерживать валютную ликвидность.
Подешевеет ли теперь рубль
Влияние новости на валютный рынок нейтральное, считает начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. Управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин в комментарии для Forbes выражает похожее мнение.
«Я не думаю, что новая мера будет оказывать системное влияние на курс. Но в моменте она означает определенную гибкость для компаний малого и среднего бизнеса, которые работают во внешней торговле, и это сможет немного сдержать укрепление рубля», — говорит Сусин.
Егор Жильников считает, что решение позволит сузить навес предложения долларов на валютном рынке, тем самым вернув курс в более комфортные значения для бюджета — около отметки 65 рублей.
«Эта мера направлена на снижение предложения валюты. Она может иметь успех, потому что предложение от экспортеров велико, от них сейчас зависит то, каким будет курс. И чем меньше валюты они принесут на внутренний рынок, тем выше шанс, что курс доллара скорректируется до более высоких значений», — заявляет главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
В чем загвоздка
Указом президента не определяется, кто и зачем будет в России покупать избыточную валютную выручку, отмечает «Коммерсант». После февральских событий курс рубля определяется только балансом экспорта и импорта — до тех пор, пока профицит остается сильным, а отток капитала ограничен, укреплению рубля можно противодействовать или увеличением рублевой эмиссии банками, или покупкой валюты очень крупным игроком. Если раньше это был Минфин, покупавший валюту в ФНБ, то теперь такого игрока нет.
И введение банками комиссий за хранение валюты показывает остроту проблемы. Пока экономика РФ не сможет найти значимые альтернативы закрытому санкциями инвестиционному импорту (потребительский импорт большой роли не играет), банкам не нужны доллары в таких количествах, поясняет обозреватель «Коммерсанта».
Комментарии