Российские банки вынуждены будут соблюдать рекомендацию ЦБ, который выступил против одностороннего ввода комиссий за обслуживание валютных счетов, — но при этом будут искать возможность получить от клиентов согласие на эти комиссии, считает аналитик АЦ Банки.ру Вадим Тихонов.
14 июня Банк России разослал информационное письмо по итогам введения некоторыми кредитными организациями комиссий за обслуживание валютных счетов граждан без их согласия. Ранее о введении комиссий объявили Тинькофф Банк и Райффайзенбанк.
В ЦБ считают, что включение банками в действующие договоры счетов и вкладов положений, предусматривающих одностороннее установление или увеличение комиссий за совершение операций, нарушает права потребителей.
«Нужно будет что-то где-то нажать»
«Письмо информационное, но традиционно для документов регулятора — добровольно-принудительное. Причем там прямым текстом сказано, что при необходимости Банк России будет применять соответствующие меры, предусмотренные федеральными законами. Так что соблюдать рекомендацию будут, но радоваться тоже не стоит», — прокомментировал сообщение регулятора аналитик АЦ Банки.ру Вадим Тихонов.
Эксперт подчеркнул, что недопустимым регулятор считает со стороны банков включение и повышение комиссии «в одностороннем порядке, без получения выраженного клиентом конкретного, информированного и сознательного согласия на применение новых тарифов».
При этом, согласно письму ЦБ, достаточно традиционное для банков уведомление клиентов об изменении тарифов и комиссий через размещение оных на официальном сайте кредитной организации не может расцениваться как надлежащее изменение условий договора.
«Соответственно, на мой взгляд, реализовано банками будет некое акцентированное согласие: нужно будет что-то где-то нажать в приложении или ответить банку в чате, может, даже подписать соглашение или договор в офисе. В противном случае услуга будет недоступна», — заключил Тихонов.
Комментарии
<p>с какой стати, если ГК не запрещено устанавливать вознаграждение банкам, они должны слушать какой то там цб. </p>
<p>а свои рекомендации пусть при себе держат.</p>
<p>Уважаемый, любому юристу известно, что гражданское законодательство, прямо запрещает менять условие договора с потребителем в одностороннем порядке.</p>
<p> В то время, если контрагент банка не потребитель, то как предусмотрено в договоре.</p>
<p>прежде чем писать такое, идите и изучите условия заключенного договора и нормы права, и о чудо придете к другому заключению. а еще лучше идите сходите в суд, и вас там распишут все "по понятиям". </p>
<p></p>
<p>и да, рад уж вы такой рьяный юрист, изучите ка статью 421 ГК РФ: Свобода договора. </p>
<p>Федеральный закон № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» говорит о том, что банк не вправе менять комиссионное вознаграждение, если иное НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ДОГОВОРОМ (а в подавляющем болшенстве это условие ЕСТЬ У ВСЕХ).</p>
<p>Кредитные организации обычно включают в договор пункт о возможности изменения тарифа при уведомлении клиента. В том же договоре могут перечисляться и способы уведомления. Факт того, что клиент не получил персональное уведомление от сотрудника банка, например, по звонку или в виде СМС, не означает, что банк нарушил условие договора.</p>
<p></p>