Банк России, временно ограничивший эквайринговые комиссии банков в отношении социально значимых товаров и услуг, увидел негативный эффект от данной меры для потребителей и не планирует ее продлевать, рассказала ТАСС первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Текст интервью приводится на сайте регулятора.
Напомним, Центробанк на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года ограничил значение эквайринговых комиссий банков для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги, планкой в 1%. К таким компаниям относятся торговые предприятия, которые занимаются розничной продажей продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также компании, оказывающие услуги в сфере связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма, перевозки пассажиров.
В ЦБ объясняли, что мера должна дать возможность бизнесу «за счет снижения издержек перестроить свою логистику и процессы», а также напоминали, что в среднем эквайринговые комиссии находятся на уровне 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия.
«Не хотим, чтобы условия для наших граждан ухудшались»
«Что мы увидели после наших последних ограничений? Многие банки свернули программы лояльности, отменили кэшбэки. В результате пострадал именно потребитель», — заявила Скоробогатова.
Из-за ограничения эквайринговых комиссий часть дохода перетекла от банков к торгово-сервисным предприятиям, но со стороны последних ни снижения цен, ни запуска программ лояльности и кэшбэков не наблюдалось, констатировала представитель ЦБ. Поэтому мера не продлевается, банки с 1 сентября вернутся к стандартным моделям эквайринга.
«Мы точно не хотим, чтобы условия или финансовые сервисы для наших граждан ухудшались», — заключила Скоробогатова.
В числе прочего она отметила, что «в России сложилась уникальная ситуация: всю инфраструктуру под эквайринг создавали и финансировали банки. В Европе же это делали торговые предприятия. Две абсолютно разные модели». По ее словам, «российские банки уже понесли и несут большие затраты, делая работающие программы лояльности с кэшбэками», благодаря которым «люди получают реальную выгоду».
Напомним, что бонусные выплаты клиентам уменьшили из-за ограничения эквайринговых комиссий, например, Тинькофф Банк и Газпромбанк. «Тинькофф» объяснял, почему решение ЦБ повлияло на размер кэшбэка: эквайринговую комиссию «продавец платит банку за проведение электронных платежей; банк, в свою очередь, возвращает часть средств покупателю в виде кэшбэков».
Издержки магазинов снизит СБП
Сейчас также очень активно развивается оплата товаров и услуг через Систему быстрых платежей, и многие уже пользуются оплатой по QR-кодам, обратила внимание Скоробогатова. Она напомнила, что в ближайшем будущем заработает технология NFC: расплачиваться через СБП можно будет в одно касание. «Так что СБП — как раз тот инструмент, который позволяет торговым предприятиям и издержки снизить, и удобный путь оплаты клиентам предоставить», — подчеркнула она.
Первый зампред ЦБ отметила, что программа по возмещению бизнесу комиссий за платежи в СБП по QR-коду была продлена до конца этого года. Регулятор предлагает пойти дальше и пролонгировать ее и на 2023 год, что «позволит поддержать малые и средние компании на период их адаптации к работе с СБП».
Скоробогатова дала понять, что дополнительные эквайринговые преференции для бизнеса в этом году не рассматриваются. По ее словам, проблему высоких издержек торгово-сервисных предприятий можно решить за счет СБП.
Комментарии