Введение российскими банками комиссий по валютным счетам обусловлено не их желанием заработать, а внешними ограничениями, заявил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
«Мы ничего здесь не поощряем, у разных людей разные ситуации. Мы лишь говорим о том, что поведение банков обусловлено не их внутренней тарифной политикой, не их внутренним желанием, а, скорее, теми ограничениями, которые накладываются на них их контрагентами и которые они не в силах преодолеть или каким-то образом этим управлять», — сообщил Мамута на пресс-конференции (цитата по «Интерфаксу»).
Банки не могут вводить комиссии по вкладам физлиц, напомнил Мамута: «Такой инициативы нет и не будет, по крайней мере она никак нами не обсуждается». Представитель ЦБ добавил, что введение комиссий по банковским счетам должно быть прописано в договоре.
«Наше информационное письмо, которое мы выпускали, говорит о том, что банк не вправе изменять эти условия, если у него нет выраженного согласия клиента, то есть если клиент дал ему согласие, а он в теории мог дать ему согласие, тогда условия могут быть изменены. Если он такого согласия не давал, то условия не могут быть изменены», — пояснил Мамута.
ЦБ по-прежнему придерживается позиции, что вводить комиссии в одностороннем порядке без согласия клиента нельзя.
«Сейчас, насколько мы видим, банки в основном вводят такие комиссии по крупным остаткам, то есть не по счетам розничным, где тысяча, две, три (единиц валюты. — Прим. ред.). Мы понимаем, что это социально наиболее чувствительная история. Например, по счетам с остатками больше 10 тысяч долларов или евро. Значит, банк уверен, что у него есть выраженное согласие клиента. Если клиент с этим не согласен, он может обратиться за соответствующей защитой в инстанции, которые разбирают гражданско-правовые споры, – это суды, это омбудсмен», — заявил Мамута.
Возможность использования активов в валютах «недружественных» стран постепенно сокращается.
«Вы должны понимать и мне кажется, что надо об этом сказать прямо: банки это делают не потому, что они хотят дополнительно заработать, они это делают потому, что у них все время сокращаются возможности по использованию этих средств. Они не могут предложить клиентам, к сожалению, качественный сервис, который они ожидают, потому что их банки-контрагенты существенно ограничивают возможность переводов, формируются огромные очереди, деньги зависают, клиенты недовольны, естественно, не обслуживаются мелкие чеки», — отметил глава службы.
В такой ситуации гражданам нужно подумать о переводе своих средств в какие-то другие, более безопасные и легко используемые инструменты, в том числе, возможно, в другие валюты или другие инвестиционные активы, заключил Мамута.
Комментарии