Активные меры для ослабления курса рубля могут приниматься только с учетом консенсуса западных стран по ограничениям на экспорт российской нефти, заявил ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Олег Сыроваткин в комментарии для «Прайма».
Последняя волна снижения курса рубля в начале июля была обусловлена резкой эскалацией риторики российских чиновников, которых беспокоило продолжительное укрепление национальной валюты, напомнил Сыроваткин. Так, власти предложили провести интервенции в валютах дружественных стран и вернуть бюджетное правило в новом формате.
Впрочем, такие вербальные интервенции так и не были подкреплены реальными действиями: проведение интервенций против рубля в валютах дружественных стран выглядит нетривиальной задачей из-за их низкой ликвидности на Мосбирже (она есть только в юане), а модификация бюджетного правила пока только обсуждается.
«Россия во многом вынуждена принимать правила игры, складывающиеся на мировом рынке, а не диктовать их. Поэтому вполне возможно, что новое бюджетное правило будет сформулировано лишь после того, как страны Запада (G7) установят ограничения на экспорт российской нефти (в частности, потолок цен)», — считает Сыроваткин.
Что касается сроков, то процесс может занять продолжительное время — по мнению аналитика, до нескольких месяцев, так как ограничения придется согласовывать с Индией и Китаем. Все это может произойти не раньше IV квартала, заключил Сыроваткин: «Это хорошо согласуется с нашим прогнозом по курсу доллара и евро к рублю на конец года на уровне 70–75».
«В целом чем дольше Россия сможет сохранять физический объем экспорта энергоносителей и цены его реализации примерно на текущих уровнях, при этом удерживая рынок в зоне риска перебоев с поставками, тем позже произойдет ослабление рубля. Особенно, если динамика импорта останется слабой», — говорит эксперт. Он не исключает возвращения курса доллара к рублю в диапазон 50–55 во время июльского налогового периода.