Российские компании начинают предлагать полисы обязательного страхования автогражданской ответственности в кредит, узнала газета «Коммерсант». Услуга пока нетипична для рынка, но эксперты не исключают ее распространения среди страховщиков, хотя и видят определенные риски в такой практике.
Нетипичная услуга
Страховая компания «Согласие» начала оформлять ОСАГО в кредит через сервис «ЮKassa»: клиент должен рассчитать стоимость полиса на сайте компании и подать заявку. Изданию рассказали о новации участники рынка; в самом «Согласии» это не комментируют, а в «ЮKassa» объяснили, что страховщик получает единовременную выплату от микрофинансовой организации «Кредит Лайн», а клиент возвращает средства уже ей.
В свою очередь компания «Совкомбанк Страхование» сообщила «Коммерсанту» о планах запустить в ближайшее время продажу полисов в рассрочку.
Законодательство РФ не предусматривает продажи ОСАГО в рассрочку, но клиент может уплатить страховую премию за счет кредита банка, являющегося партнером страховой организации, заявили в Центробанке, комментируя возникший тренд.
Эксперты допускают, что эту нетипичную пока практику подхватят и другие участники рынка.
А смысл?
Страховщики отмечают активизацию рынка ОСАГО в последние месяцы, называя в числе причин повышения привлекательности сегмента запуск перестраховочного пула в ОСАГО и ожидаемое расширение тарифного коридора.
Старший директор рейтингов финансовых компаний Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина считает, что, с учетом средней стоимости ОСАГО 6 тыс. рублей, рассрочка является скорее маркетинговым ходом для компаний, хотя такое предложение может заинтересовать водителей с максимальными повышающими коэффициентами.
Напомним, что ЦБ недавно предложил расширить коридор базового тарифа по ОСАГО для большинства категорий автовладельцев на 26% вверх и вниз. Для частных легковых автомобилей базовая ставка тарифа по ОСАГО будет устанавливаться страховой компанией индивидуально для каждого водителя в диапазоне 1 646–7 535 рублей.
Независимый эксперт Андрей Бархота видит в запуске «заемного» ОСАГО способ для страховых компаний не допустить сжатия клиентской базы в условиях снижения доходов россиян. Сегмент ОСАГО традиционно убыточен, но в будущем клиентам можно будет продавать другие страховые продукты.
Управляющий директор по страховым рейтингам агентства «Эксперт РА» Алексей Янин считает, что продажа ОСАГО в кредит или рассрочку может быть более логична для страховщиков, аффилированных с банками. Заместитель генерального директора компании «Союз Страховые брокеры» Степан Деревянский не исключает интереса к такой практике со стороны небольших страховщиков, которым срочно нужны денежные средства. Но он предупреждает, что увеличение рискового сегмента в портфеле может привести к росту выплат и коэффициента убыточности.