Банк России сформировал комплекс предложений по улучшению условий долгосрочного финансирования стратегических проектов в нефтегазовой промышленности, следует из доклада председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной президенту Владимиру Путину, содержание которого передал источник «Ведомостей».
Глава ЦБ напоминает в документе, что на рынке наблюдается повышенное предложение иностранной валюты, которая копится в финансовой системе. Теоретически эта валютная ликвидность могла бы быть направлена на кредитование российских системообразующих предприятий нефтегазовой промышленности.
Регулятор предлагает несколько инициатив:
- Выдавать госгарантии по кредитам банков на проекты в нефтегазовом секторе, что позволит применять пониженные коэффициенты риска и в минимальном объеме формировать резервы.
- Финансирование могли бы предоставлять государственные институты развития за счет выпуска рублевых облигаций. Для снижения ставок регулятор предлагает субсидировать институтам развития процентные расходы по выпускаемым облигациям, а также разработать специальный механизм их оперативной докапитализации.
- Часть проектов могла бы реализовываться в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, для упакованных таким образом инициатив ЦБ также готов предоставить регуляторные послабления.
- Могут быть использованы другие механизмы господдержки. Например, субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление налоговых льгот и других преференций.
Представитель Минфина в целом поддержал предложения Банка России. Он признал, что наиболее эффективный механизм государственной поддержки инвестиционных проектов, имеющих приоритетное и стратегическое значение для России, — это субсидирование процентной ставки в рамках заемного финансирования. Предложения ЦБ при их должной проработке и реализации могут помочь увеличить доступность и уменьшить стоимость длинных кредитов, добавил представитель ВТБ.
Что говорят эксперты
Заинтересованность нефтегазовых компаний в валютных кредитах будет зависеть от конкретных условий предоставления кредита, заявил главный экономист по России и ЦВЕ Bloomberg Economics Александр Исаков. Если средства будут предоставляться в соответствии с условиями, которые были на международном рынке, то компании могут ими воспользоваться, полагает он. Более того, действующее российское законодательство позволяет обслуживать валютные долги в рублях, что снизит риски для компаний.
В сложившихся условиях мнение о том, что можно было бы перенаправить поток валюты из пассивов банков на кредиты нефтегазовым компаниям выглядит довольно сомнительно, полагает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По сути, это перераспределение рисков по владению активами в «токсичных» валютах между банками и реальным сектором.
Предложения ЦБ — это, по сути, попытка переложить валютные риски с больной головы на здоровую: вывести из-под удара банки, подставив реальный сектор, отметил зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
«Нефтегазовая отрасль у нас уже 20 лет дойная корова. В то время как маржинальность банковского сектора — это святое. И если макроэкономические реалии не позволяют поддерживать ее на должном уровне, в ход идут госсубсидии. А следовало бы просто поумерить аппетиты: и для бюджета дешевле, и для экономики стимул», — заключил экономист.
Комментарии
<p>https://www.rbc.ru/politics/09/08/2022/62f29bf89a794775ce7df3f8</p>