В банках рассказали о первых результатах использования антиотмывочной платформы Банка России «Знай своего клиента» (ЗСК), также известной как «светофор». Банкиры столкнулись с рядом трудностей, показал опрос Ассоциации банков России (АБР), который изучили «Ведомости».
Платформа заработала 1 июля. Банк России создал ее, чтобы кредитные организации могли оценивать своих клиентов на причастность к сомнительным операциям. Регулятор уверял, что с июля к платформе подключились все банки.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) делятся на три группы в зависимости от степени риска. ЦБ сравнивает принцип со светофором:
- Если клиент находится в «красной» зоне, банк должен сразу установить запрет на проведение почти всех трансакций. Таких клиентов — 0,7% от общего числа.
- Клиенты из «желтой» зоны находятся под пристальным вниманием. Таких — около 0,3%.
- Клиентам из «зеленой» зоны операции проводятся банками беспрепятственно. К этой зоне, по оценке регулятора, принадлежит около 99% компаний.
Что говорят в банках
Сведения, которые можно получить на платформе, позволяют в некоторых случаях оперативно ставить на особый контроль клиента до начала осуществления им операций, что существенно снижает риски, считают в АБР.
После начала использования ЗСК у менеджмента повысилась уверенность в корректности действий в отношении клиентов, имеющих повышенный уровень риска, добавляют в АБР. ЗСК также позволяет отсекать наиболее высокорисковых потребителей банковских услуг и фокусировать продвижение продуктов среди более благонадежных.
Впрочем, с использованием сервиса ЗСК существенная доля ресурсов все еще уходит на работу с «красными» клиентами, отмечают банкиры. Приходится дольше обслуживать в офисе так называемых «дабл красных» предпринимателей, когда клиент попадает в зону самого высокого риска и по методике банка, и по методике ЦБ.
Объем работ с клиентом увеличился, потому что добавились новые мероприятия и отчеты для регулятора, рассказывают банкиры: ежедневное получение файла «реестр рисков», ежедневный отчет по «реестру клиентов» и «реестру мер», ежедневная проверка клиентов по уровням риска.
«Желтым» клиентам со средней степенью риска в клиентской базе банков теперь необходимо уделять больше внимания, что увеличивает трудозатраты, говорят в АБР. В эту категорию часто попадают клиенты реального бизнеса, вызвавшие подозрение. Особый мониторинг таких клиентов раньше проводился банками исключительно в случае выявления в их деятельности операций, соответствующих критериям сомнительных.
Банкам все еще нужно время для полного внедрения механизма ЦБ в собственные системы и завершения доработки по автоматическому отключению «красного» клиента от операций. Для автоматизации сервиса потребуются значительные ресурсы, которых у отдельных банков нет, добавляют в АБР.
Кроме того, в некоторых банках еще не разобрались с основными принципами работы и достоинствами сервиса, так как платформа еще совсем новая. Банкиры в опросе указывают на отсутствие полной методологической поддержки и письменных ответов Банка России на ряд заданных вопросов.
Комментарии
<p>Ну-ну, ваш светофор походу желтый мигающий )</p>