Российский банковский сектор получил по итогам первого полугодия 2022 года 1,5 трлн рублей совокупного убытка. Об этом сообщил в интервью РБК первый заместитель председателя Банка России Дмитрий Тулин, дав понять, что это «не самая дорогая цена» с учетом кризисной ситуации.
Данные о финансовом результате работы банковской системы раскрываются впервые с начала спецоперации РФ на Украине. Эту информацию Центробанк ранее регулярно приводил в ежемесячных материалах о развитии банковского сектора РФ, но в обзоре по итогам февраля-2022 ее не было, как и в последующих. В январе 2022 года российские банки заработали 164 млрд рублей.
Тулин сообщил, что прибыльными по итогам января — июня текущего года оказались три четверти банков с совокупным финансовым результатом 400 млрд рублей. Общий убыток оставшейся четверти банков достиг 1,9 трлн.
Из 13 системно значимых банков 60% показали положительный финансовый результат, но его перекрыли потери оставшихся 40%.
Потери из-за валюты
Около 1 трлн рублей из общего объема банковских убытков за полугодие приходится, как объяснил представитель ЦБ, на операции с иностранной валютой, в частности на «реализацию потерь вследствие вынужденного прекращения сделок с производными финансовыми инструментами». В первую очередь речь о свопах и форвардных контрактах.
«Когда происходило их прекращение, то, в зависимости от валютного курса в моменте, наши банки фиксировали результат, в основном убытки», — отметил он.
«Кроме того, у многих банков, занимающихся международными операциями, есть открытая балансовая позиция по валютному риску, которую не могут теперь быстро закрыть из-за сворачивания рынка производных финансовых инструментов. Соответственно, курс меняется, и меняется финансовый результат из-за эффекта валютной переоценки», — рассказал первый зампред ЦБ.
У некоторых банков, по его словам, позицию «перекосило» в неудачную сторону: они сначала понесли потери из-за снижения курса рубля, а потом еще раз — из-за его укрепления.
Других значимых потерь у банков, по данным Тулина, не наблюдалось. Например, чистый процентный доход кредитных организаций снизился только на 5% по сравнению с первым полугодием прошлого года.
По вышеописанным причинам финансовые потери по итогам полугодия понесли в основном крупные банки, а малые и средние пострадали меньше, поскольку «меньше были вовлечены в обслуживание внешнеэкономических связей, у них меньше было операций на международных финансовых рынках».
При этом Тулин подчеркнул, что у абсолютного большинства кредитных организаций отрицательный финансовый результат не привел к нарушению нормативов по капиталу даже без использования регуляторных послаблений.
Что дальше
В ЦБ согласны с оценкой самих банков, что уже зафиксированный в 2022-м убыток сектора не вырастет по итогам всего года или даже сократится. По словам Тулина, оказать влияние на финрезультат банков до конца года могут, в частности, следующие факторы:
- ситуация с активами, которые де-юре не заблокированы, но возврат которых затруднен из-за «операционных сложностей в отношениях с контрагентами». Не исключено разрешение части таких проблем до конца года за счет поиска альтернативных способов урегулирования обязательств;
- наличие у многих банков открытой валютной позиции — банки будут стараться ее закрыть или уменьшить, но сложно предсказать, как быстро и при каком значении курса;
- вызревание проблемного кредитного портфеля. Но это «инерционный процесс» не на один год, потери могут быть растянуты во времени и покрываться в том числе за счет прибыли последующих лет.
Тулин напомнил, что в 2021 году банковский сектор заработал рекордные 2,4 трлн рублей, а запас прочности по капиталу — «сколько банки могут потерять, не нарушая ни один из главных нормативов достаточности капитала», — оценивался на 1 января в 7 трлн.
«Несколько упрощая, можно сказать, что в результате понесенных банками потерь была использована меньшая часть из этого запаса прочности. Это не самая дорогая цена преодоления последствий того мощного удара, который был нанесен нашей банковской системе санкциями», — рассуждает топ-менеджер ЦБ.
«Обошлись пока малой кровью», — заключил он.
Комментарии
<p>Дмитрий Олегович, слова подбирай правильно....</p>
<p>который объективно на 15-25 рэ ниже той отметки на которых она торгуется.</p>
<p></p>
<p>ЦБ конечно это понимает, но ходоки до правительства и иже там инвесторы вместе с Минфином, всячески будут лоббировать бюджетное правило - чтобы завиксить этот уровень и курс.</p>
<p>и плевать им, что таким образом они - девальвируют свою нац. валюту, снижают внутренний спрос потребления.</p>
<p></p>
<p>Дополню выдержкой</p>
<p> </p>