«Обошлись малой кровью». ЦБ раскрыл убыток банковского сектора за полгода

Дата публикации: 02.09.2022 10:51
7 463
6 Время прочтения: 3 минуты
Автор
Ася Шалимова автор новостного контента Банки.ру с 2009 по 2022 год
Источник
Banki.ru

Российский банковский сектор получил по итогам первого полугодия 2022 года 1,5 трлн рублей совокупного убытка. Об этом сообщил в интервью РБК первый заместитель председателя Банка России Дмитрий Тулин, дав понять, что это «не самая дорогая цена» с учетом кризисной ситуации.

Данные о финансовом результате работы банковской системы раскрываются впервые с начала спецоперации РФ на Украине. Эту информацию Центробанк ранее регулярно приводил в ежемесячных материалах о развитии банковского сектора РФ, но в обзоре по итогам февраля-2022 ее не было, как и в последующих. В январе 2022 года российские банки заработали 164 млрд рублей.

Тулин сообщил, что прибыльными по итогам января — июня текущего года оказались три четверти банков с совокупным финансовым результатом 400 млрд рублей. Общий убыток оставшейся четверти банков достиг 1,9 трлн.

Из 13 системно значимых банков 60% показали положительный финансовый результат, но его перекрыли потери оставшихся 40%.

Потери из-за валюты

Около 1 трлн рублей из общего объема банковских убытков за полугодие приходится, как объяснил представитель ЦБ, на операции с иностранной валютой, в частности на «реализацию потерь вследствие вынужденного прекращения сделок с производными финансовыми инструментами». В первую очередь речь о свопах и форвардных контрактах.

«Когда происходило их прекращение, то, в зависимости от валютного курса в моменте, наши банки фиксировали результат, в основном убытки», — отметил он.

«Кроме того, у многих банков, занимающихся международными операциями, есть открытая балансовая позиция по валютному риску, которую не могут теперь быстро закрыть из-за сворачивания рынка производных финансовых инструментов. Соответственно, курс меняется, и меняется финансовый результат из-за эффекта валютной переоценки», — рассказал первый зампред ЦБ.

У некоторых банков, по его словам, позицию «перекосило» в неудачную сторону: они сначала понесли потери из-за снижения курса рубля, а потом еще раз — из-за его укрепления.

Других значимых потерь у банков, по данным Тулина, не наблюдалось. Например, чистый процентный доход кредитных организаций снизился только на 5% по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Главные новости дня в Telegram

По вышеописанным причинам финансовые потери по итогам полугодия понесли в основном крупные банки, а малые и средние пострадали меньше, поскольку «меньше были вовлечены в обслуживание внешнеэкономических связей, у них меньше было операций на международных финансовых рынках».

При этом Тулин подчеркнул, что у абсолютного большинства кредитных организаций отрицательный финансовый результат не привел к нарушению нормативов по капиталу даже без использования регуляторных послаблений.

Что дальше

В ЦБ согласны с оценкой самих банков, что уже зафиксированный в 2022-м убыток сектора не вырастет по итогам всего года или даже сократится. По словам Тулина, оказать влияние на финрезультат банков до конца года могут, в частности, следующие факторы:

  • ситуация с активами, которые де-юре не заблокированы, но возврат которых затруднен из-за «операционных сложностей в отношениях с контрагентами». Не исключено разрешение части таких проблем до конца года за счет поиска альтернативных способов урегулирования обязательств;
  • наличие у многих банков открытой валютной позиции — банки будут стараться ее закрыть или уменьшить, но сложно предсказать, как быстро и при каком значении курса;
  • вызревание проблемного кредитного портфеля. Но это «инерционный процесс» не на один год, потери могут быть растянуты во времени и покрываться в том числе за счет прибыли последующих лет.

Тулин напомнил, что в 2021 году банковский сектор заработал рекордные 2,4 трлн рублей, а запас прочности по капиталу — «сколько банки могут потерять, не нарушая ни один из главных нормативов достаточности капитала», — оценивался на 1 января в 7 трлн.

«Несколько упрощая, можно сказать, что в результате понесенных банками потерь была использована меньшая часть из этого запаса прочности. Это не самая дорогая цена преодоления последствий того мощного удара, который был нанесен нашей банковской системе санкциями», — рассуждает топ-менеджер ЦБ.

«Обошлись пока малой кровью», — заключил он.

Что такое кредитный рейтинг и как его улучшить?
Теги: Что происходит: экономика и финансы
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

6
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

<p>=«Обошлись пока малой кровью», — заключил он.</p>
<p>Дмитрий Олегович, слова подбирай правильно....</p>
0

user-56017553261
02.09.2022 11:04
<p>user-56017553261,извини, ты ж Владиславович...</p>
0

Б.Е.С.
02.09.2022 12:02
<p>вот именно потери по валюте и не дают банкам, включая соинвесторов, сформировать объективный текущий курс по условно в настоящее время токсичным валютам.</p>
<p>который объективно на 15-25 рэ ниже той отметки на которых она торгуется.</p>
<p></p>
<p>ЦБ конечно это понимает, но ходоки до правительства и иже там инвесторы вместе с Минфином, всячески будут лоббировать бюджетное правило - чтобы завиксить этот уровень и курс.</p>
<p>и плевать им, что таким образом они - девальвируют свою нац. валюту, снижают внутренний спрос потребления.</p>
0

nApTu3aH
02.09.2022 12:04
<p>
реализацию потерь вследствие вынужденного прекращения сделок с производственными финансовыми инструментами
Наверное, все-таки "производными"? :о)</p>
0

Б.Е.С.
02.09.2022 12:06
<p>Б.Е.С.,</p>
<p></p>
<p>Дополню выдержкой</p>
<p>
Примечательно, говорит Андрей Кочетков, что в июле инфляционные ожидания населения упали до 10,8% на 12 месяцев вперёд, или вернулись к показателю на март 2021 года. Однако ослабление рубля под занавес июля привело к тому, что уже в августе ожидания подскочили до 12,0%. В краткосрочном плане всплеск инфляционных ожиданий активизирует потребителей, но в долгосрочном плане приводит к сдерживанию потребления.  </p>
<p></p>
<p>Соответственно, видно довольно прямую зависимость между курсом рубля и спросом. Если бы рубль ослаб на 20%-30%, то это бы немедленно ускорило инфляцию, одновременно став причиной резкого ухудшения потребительской активности. Вслед за этим ЦБ РФ был бы вынужден повысить ставку, а это уже негатив, как для производителей, так и для потребителей. </p>
<p></p>
<p>Поэтому в сложившихся условиях лучше воздержаться от каких-либо резких движений в сфере формирования валютного курса, считает аналитик. Если текущий курс рубля способствует снижению инфляции без особого ущерба бюджету, то не стоит подталкивать отечественную валюту к ослаблению через новое бюджетное правило. Тем более, что сильный рубль является логическим следствием высоких цен на товары российского экспорта. </p>
<p></p>
<p>Сохранение относительно стабильного курса позволит рассчитывать на дальнейшее замедление инфляции. Дополнительным фактором сдерживания цен станет увеличение поставок из дружественных стран и по параллельному импорту. Также можно рассчитывать на рост внутреннего производства, которое будет постепенно заполнять освободившиеся ниши от иностранных компаний. Постепенно можно выйти на уровень роста доходов населения, что будет стимулировать внутренний спрос, а это уже заявка на рост экономики без оглядки на внешнюю ситуацию. </p>
<p></p>
<p>Так что, полагает Андрей Кочетков, Счётная палата обоснованно считает инфляцию одним из главных рисков экономики. Однако пути преодоления инфляционных тенденций понимают далеко не все в правительстве. Ставка ЦБ РФ уже опережает инфляционные ожидания на 6-12 месяцев. Если же в эту схему включить ещё и ослабление рубля, то риск инфляции станет из потенциального вполне реальным, а инфляционные ожидания закрепятся на долгосрочной основе, похоронив надежды на восстановление внутреннего спроса.
</p>
0

Обучение

Материалы по теме